Модуль 1: Педагогическая наука и педагогическое исследование
                   
Хрестоматийный блок

     
содержание
 
содержание модуля
 
следующий блок
 
предыдущий блок

Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ. Ред. Л.Н.Горбуновой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 111 с.

Действительно, исследовательская деятельность педагога рассматривается не только как органическая составная часть его профессиональной деятельно­сти, представляющая в ней и особый ее вид, и педагогическую функцию учите­ля. Эта деятельность учителя является связующим звеном между теорией и практикой, выпадение которого разрушает всю систему их отношений, сдер­живает развитие, как теории, так и практики. Она может существовать как са­мостоятельная деятельность (и функция), а может проявляться как особая сто­рона всех других видов деятельности и функций учителя. Исследовательская деятельность и функция учителя есть признанная форма реализации творчес­кого начала. Исследовательская деятельность, что специально доказывается в ряде работ (Н.Д. Волович, Т.Е. Климова, Г.Н. Лицман, Т.Н. Степанова и др.), определяет развитие профессионализма и выполняете нем функцию средства этого развития.

Личностно-профессиональное развитие педагога неразрывно связано с преодолением трудностей, возникающих в работе. Затруднения, как субъек­тивно воспринимаемые человеком состояния остановки или перерыва в дея­тельности, столкновения с преградой, невозможности перехода к следующему звену деятельности, по мнению А.К. Марковой, в значительной мере обуслов­лены: недостаточной полнотой и системностью профессиональных знаний, недостаточной рефлексией и низкой критичностью по отношению к себе.

Процесс преодоления трудностей может быть двояким. Во-первых, он мо­жет инициировать творческий потенциал личности и процесс профессиональ­но-личностного развития педагога (это определяет показатель зрелости лично­сти, уровень развитости механизмов саморегуляции и т.д.). Во-вторых, (и это более распространенный вариант), при субъективном восприятии «непреодо­лимости» затруднений педагог задействует механизмы психологической защи­ты (рационализацию, избегание, отрицание, регрессивное поведение и т.д.)…

Исследовательская деятельность позволяет находить пути конструктивного преодоления трудностей, стимулирует гибкое изменение устаревших представ­лений о себе и своем труде и обеспечивает переход на более высокий уровень самосознания, т.е. осуществляет психотерапевтическую функцию.

Почему же исследовательски ориентированная педагогическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию?

Во-первых, вступая на творческий путь исследователя, учитель приобщает­ся к новому виду деятельности, который отличается от привычной для него преподавательской работы своими целями, методами и результатами. Когда педагог сталкивается с трудностями в реалиях собственной педагогической практики, ему трудно обнаружить новые возможности, ресурсы, т.к. он нахо­дится в одной плоскости с затруднениями, присутствует так называемый эф­фект «отождествления». В рамках практической психологии одним из важней­ших механизмов, позволяющим справится с личностными и профессиональ­ными трудностями, считается выход в позицию «над» - т.е. необходимо «разотождествиться» с той проблемной ситуацией, в которой находится человек; посмотреть на нее со стороны; осмыслить ее с других оснований.

Исследовательская направленность деятельности педагога создает возможность рассматривать собственную практическую педагогическую деятельность отчужденно, а значит, без негативных эмоций (страха, обиды, вины, стыда, раздражения) и деструктивных установок (обесценивания себя как профессионала; недоверие; ощущения некомпетентности, незначимости, непринятия, несправедливого отно­шения со стороны администрации; обесценивание коллег-педагогов).

В одной из дискуссий, посвященных роли исследовательской деятельности в жизни современного педагога (а сторонники невозможности и ненужности исследований, проводимых школьными учителями и руководителями образо­вательных учреждений непреклонны в своей позиции), И. Д. Демакова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психоло­гии Академии повышения квалификации и переподготовки работников обра­зования заметила, что именно исследовательская деятельность спасла ее в свое время от засасывающей рутины школьной практики 70-х годов, от утраты са­моуважения. Еще один пример - педагоги, пришедшие в институт повышения квалификации на занятия школы педагога-исследователя в Красноярский ИПК-РО (в 1 993 году, когда все только начиналось), нашли в ходе бесед яркий образ побудительной причины осваивать исследовательскую деятельность и зани­маться ею - «в ситуации, когда все известно, когда «планка требований» к уров­ню научно-методической подготовки педагога невысока, ты не растешь, а на­чинаешь под ней сгибаться».

Во-вторых, исследовательская деятельность основывается на базовом пси­хическом процессе - рефлексии. Рефлексия направлена на выявление несовер­шенств собственной деятельности с целью проблематизации как основания для педагогического исследования. Актуа­лизация рефлексивного отношения к профессиональной деятельности помо­гает педагогу расширить представление о той ситуации, в которой он находит­ся; понять причины, приведшие его к трудностям; спланировать способы и средства преодоления профессиональных затруднений.

В-третьих, психотерапевтическая функция заложена в самих методах, средствах, которые также использует современная психология и психотерапия: вербализация профессиональных затруднений, актуализация профессиональной мотивации, выявление ценностно-смыслового отношения к исследованию, элементы са­модиагностики (построение профессионального образа «Я», групповые дис­куссии, решение проблемных ситуаций и т.д.). Кроме того, возникает новое сообщество, где каждый из участников - новичок, практически в равной степе­ни со всеми.

Психотерапевтический вклад исследовательской деятельности состоит еще и в том, что не только ее осуществление, но даже и освоение требует качествен­но новой профессиональной среды, которая, объединяя людей с повышенной мотивацией на познание, на поиск нового, выводит из прежней рутины. При этом трудно переоценить значение событийности как атрибута нового про­фессионального - исследовательского сообщества, куда включается педагог и которое он в равной степени формирует. Эмоциональный контекст событий­ной группы не угнетает, не унижает, а вдохновляет.

В-четвертых, педагогов, принявших решение заниматься исследовательс­кой деятельностью, мы можем охарактеризовать как людей, вышедших на уро­вень самоактуализации (по классификации потребностей А.Маслоу). В после­днее время проведено множество научных исследований о взаимосвязи явле­ния «выгорания» и уровня самоактуализации личности. Доказано, что чем выше уровень самоактуализации личности, тем меньше она подвержена явле­нию «выгорания». Таким образом, если организовывать процесс подготовки к исследовательской деятельности с намерением повысить уровень самоактуа­лизации личности педагога, то это будет профилактической мерой профессио­нального «выгорания». Исследовательская практика педагога выводит его за рамки концепции воспроизведения, она «поднимает» педагога, возвышает его.

В-пятых, исследовательскую деятельность можно определить как научное творчество. Представители психоаналитического направления в психотерапии, в частности А. Адлер, рассматривал в своей теории компенсаторную теорию творчества, в соответствии, с которой люди развивают науку, искусство и дру­гие области культуры с целью компенсировать свою неудовлетворенность. В рамках гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии твор­чество рассматривается как целительный акт.

Но мнению Р. Мэя, творческий процесс представляет собой способ борьбы против дезинтеграции - борьбы за то, чтобы вызвать к существованию новое бытие, приводящее к гармонии и интеграции. Иными словами, терапия духов­ной культуры, творческая деятельность заключается в создании чего-то ново­го, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума или чувства, живу­щие и обнаруживающиеся только в самом человеке.

 

 

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна