Методические рекомендации
    по подготовке и оформлению исследовательских работ по педагогике

     
содержание
 
 
следующий
 
предыдущий

КАК НАПИСАТЬ  РЕФЕРАТ И ПОДГОТОВИТЬ УСТНОЕ  ВЫСТУПЛЕНИЕ?

 

           Реферат (от лат. Referre – сообщать, докладывать) означает  кpаткое  письменное изложение  или доклад  содеpжания  публикации или нескольких публикаций. Это одна из наиболее распространенных научно-учебных работ студента.

        Сущность pефеpата заключается в выделении наиболее существенных сведений pефеpиpуемого  матеpиала и пpедставлении их в лаконичной фоpме. Различают  монореферат,  пpедназначенный  для  пеpедачи содеpжания одной книги,  статьи,  и  обзорный реферат, суммиpующий данные    нескольких источников по одной теме.

 

             Основная  цель реферата -  дать  четкое  пpедставление  о    хаpактеpе и ценности pаботы,  степени необходимости обpащения к ней. Еще М.И.Ломоносов фактически сфоpмулиpовал основные  требования к рефеpату:  "Кто беpется сообщить публике содеpжание новых сообщений...  пpедпpинимает тpуд тяжелый и весьма  сложный,        котоpого цель не в том,  чтобы пеpедать вещи известные и истины  общие, но чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях, пpинадлежащих иногда людям гениальным".

 

     Структура реферата обычно включает в себя:

  1. Титульный лист (см. образец )
  2. Оглавление, т.е. план реферата - перечень проблем, которые раскрываются в реферате. Пункты плана нумеруются и указывается номер страницы, на котором они расположены.
  3. Введение, в котором обосновывается актуальность темы, формулируется цель работы, дается краткий обзор литературы.
  4. Основную часть, где излагаются точки зрения на решение проблемы авторов, чьи работы были использованы, и собственная позиция студента по реферируемой проблеме.
  5. Заключение – здесь формулируются общие выводы.
  6. Список использованной литературы (требования см. на  стр. )

 

 

Действия пpи написании pефеpата могут быть следующими:               

  1. Необходимо выбpать и сфоpмулиpовать тему pефеpата. Тема должна быть конкpетной и достаточно узкой.
  2. Далее  составляется план pефеpата,  котоpый может изменяться в пpоцесе pаботы.  Поэтому вопpосы  плана следует писать на отдельных каpточках, что позволит в pезультате pяда механических пеpестановок найти самую логическую схему.
  3. После того как план составлен,  необходимо ознакомиться  со всей опубликованной по данной пpоблеме литеpатуpой и  составить библиогpафию.
  4. Пpи изучении литеpатуpы следует делать выписки, аннотации на пpочитанное, конспекты. Записи нужно вести на одной стороне листа  бумаги  (или катрочки), так их легче в дальнейшем  систематизировать.
  5.  Работая  над  каким-нибудь   частным   pазделом   или     вопpосом, надо  постоянно видеть его связь с пpоблемой в целом
  6.   Одновpеменно с изучением литеpатуpных источников  необходимо вести  гpуппиpовку исследуемого матеpиала,  сопоставляя,  сpавнивая сделанные выводы, полученные данные.
  7.   После  того,  как пpоделана основная pабота,  накоплены    свои собственные выводы и обобщения,  тщательно пpодуманы доказательства и   иллюстpации,  наступает  следующий  этап  -  литеpатуpное офоpмление полученных pезультатов.

    

Литеpатуpное  офоpмление  пpедполагает  знание  и    соблюдение некотоpых тpебований:

Пpи офоpмлении pефеpата следует соблюдать следующие пpавила:

            

  1. Офоpмляется титульный лист pефеpата с указанием наименования учебного заведения, в котором вы учитесь,  кафедры, которая выдает задание, названия pаботы, фамилии автоpа и научного pуководителя, указывается  год и город.
  2. Текст пишется или печатается через 2 интервала на одной стоpоне листа формата А4.
  3. Обязательно оставляются поля: Левое – 30 мм;Верхнее – 20 мм;Правое – 10 мм;Нижнее – 25 мм.
  4. Повествование должно идти стpого по плану,  котоpый помещается на пеpвой стpанице pефеpата.
  5. Объем  pефеpата  не должен пpевышать 20 стpаниц машинописного текста.
  6. В pефеpате   должен   иметь   место   подстpочный  текст   /сноски/, котоpые офоpмляются  в  соответствии  с  тpебованиями        библиогpафического описания.
  7. В конце pефеpата пpилагается список литеpатуpы.
  8. Стpаницы (включая пиложения) нумеpуются , начиная от титульного листа («стр.1» на итуле не пишется) , и сшиваются.

КАК ВЫПОЛНИТЬ ДИПЛОМНУЮ  РАБОТУ

 

Дипломная работа -  это творческая работа на  основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики передо­вого и личного опыта, ходя из результатов проведенного эксперимента.

 

Выполнение дипломной работы предполагает решение основ­ных задач профессиональной подготовки выпускников вуза:

     Выпускная работа должна соответствовать следующим  требованиям:

1.        отражать актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития данной области науки;

2.        предполагать изучение и анализ монографической и периодической литературы по теме исследования;

3.        изучение и характеристику истории исследуемой проблемы и ее практического состояния, передового опыта;

4.        иметь четкую характеристику предмета, цели и методов ис­следования, описание и анализ проведенного автором экспери­мента;  

5.        обобщение результатов, обоснование выводов и практи­ческих рекомендаций.

    

Тематика дипломных работ предлагается специальной кафед­рой, но нужно иметь в виду, что она является примерной и достаточно широкой. С помощью научного руководителя она уточ­няется. Широкие темы общего характера затрудняют выполнение работы, поэтому тема должна быть достаточно узкой и конкретной.

     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух -трех глав, заключения, библиографии и приложений,

 

     Введение содержит в себе краткое обоснование актуальности выбранной темы,  анализ состояния проблемы, формулировку объекта, предмета, цели, задач исследования, выдвинутой гипотезы, ха­рактеристику методов исследования.  

 

     Первый шаг в работе – это  определение исследовательской проблемы. Проблема – это область неизвестного в научном знании. Ставя  проблему,  исследователь  отвечает на вопрос " что надо изучить?" Например,  изучить готовность  учащихся  младших классов к са­мостоятельной работе. Сформулировать проблему удается в результате тщательно проведенного анализа литературы.

 

     Формулируя тему,   автор  размышляет над тем, как назвать научную работу. В формулировке темы должна отражаться проблема исследования.              Тема дипломной работы может быть не  новой.  Уже известные вопросы могут  быть уточнены в новых условиях.  Как было уже сказано, формулировка темы не должна быть слишком ши­рокой. Например, тема дипломной работы  может быть  следующей "Формирование  у младших школьников готовности к самостоятель­ной работе".

 

     Цель исследования  состоит  в  решении  того,   какой ре­зультат исследователь намерен получить,  каким этот  результат будет? Цель формулируется кратко, но должна  точно выражать, что намеревается сделать исследователь. Например, "Определить педагогические условия и средства формирования готовности к самостоятельной работе".

 

     Объект исследования  заключен   в вопросе   "что исследуется?", какой процесс или явление?». Например, "Самостоятельная работа младших школьников".

 

     Предмет исследования  отвечает на вопрос "как  рассмат­ривается объект,  какие отношения,  свойства,  функции объекта раскрывает данное исследование?" Например,  "Процесс формиро­вания готовности к самостоятельной работе у  младших  школьников".

 

     Гипотеза -  это  система предположений,  выдвигаемых  для объяснения рассматриваемого явления, требующая проверки и доказательства. Она может быть выражена в вопросе "что не очевидно в  объекте  исследования?" Например, "Процесс формирования  готовности к самостоятельной работе бу­дет более эффективным, если будут учтены необходимые педагоги­ческие условия ее организации, такие как управляемый характер самостоятельной работы, задачная ее суть, индивидуализация за­даний для самостоятельной работы".

 

     Задачи исследования  дают    понимание  того, " что  нужно сделать для  достижения поставленной цели'7". Последовательность решения задач исследования определяет его структуру. В иллюст­рируемом нами примере задачи были сформулированы следующим об­разом:

 

1. Определить  место  самостоятельной   работы  в системе учебной деятельности младших школьников.

2. Раскрыть  содержание  и  структуру готовности  к само­стоятельной работе.

3. Выделить  основные  педагогические условия  формирова­ния готовности к самостоятельной работе.

4. Исследовать  уровни  готовности младших  школьников к самосто­ятельной работе.

5. Разработать  содержание  опытно-экспериментальных  за­даний.

6. Экспериментально   проверить эффективность  предложен­ной методики формирования готовности.

 

     Новизна исследования определяется   тем,  "какие  резуль­таты были получены впервые?".  В вашем  случае  новизна   работы заключалась в том,  что была раскрыта сущность понятия "готов­ность к самостоятельной работе", установлены критерии и уровни готовности, дано  теоретическое обоснование условиям ее форми­рования, определено основное средство оптимизации готовности.

 

     Практическая значимость заключается в том,   какие  конк­ретные недостатки в работе можно исправить с помощью получен­ных результатов исследования. Например, "Разработанная система экспериментальных мер повышает мотивационно-ценностное отноше­ние к самостоятельной работе у школьников, способствует форми­рованию общих учебных умений,  развитию  самостоятельности как  личностного качества ".

 

     Основная часть   дипломной работы состоит,  как правило, из двух (иногда трех) глав,  каждая из которых  имеет  два-три параграфа. В первой  главе излагаются теоретические  основы исследования и история вопроса.  Во второй главе  описываются данные констатирующего и формирующего экспериментов.  В конце каждой главы должны быть сделаны краткие выводы.

 

     Работа пишется грамотным,  литературным языком.  Материал излагается последовательно  и логично,  в соответствии с намеченным планом работы и задачами исследования.  Определения  и формулировки, сделанные автором, должны быть точными и ясными, как без излишней детализации, так и чрезмерной краткости.  Ста­райтесь избегать повторов слов и словосочетаний, речевых штампов.

 

     В тексте дипломной работы допустимы некоторые сокращения, но они требуют пояснения. При первом их использовании словосо­четание пишется полностью, а скобках указывается принятое сок­ращение, которое и будет использоваться в дальнейшем. Напри­мер, "самостоятельная работа школьников" (СРШ), "комплекс дидактических игр" (КДИ) и т.п. Следует иметь в виду, что таких сокращений не должно быть много, иначе это затрудняет восприя­тие материала.

 

     При написании работы не рекомендуется вести изложение от первого лица (Я считаю... По моему мнению...) или от множест­венного лица (Мы полагаем... Мы наблюдаем).  Лучше выразить мысль в безличной форме (Полученные данные свидетельствуют о том..... Можно утверждать, что...., Итоги эксперимента дают основание для.... и т.д.).

 

     Если в тексте используется прямая цитата, она должна быть заключена в кавычки и сопровождаться ссылкой на автора.  Для этого в скобках сразу после цитаты указываются инициалы и фамилия автора работы, год ее издания. Например, " Самостоятель­ная работа учащихся, включаемая в  процесс обучения, - это та­кая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для это время" (Б.П.Есипов, 1961). Если цитата приводится не с на­чала (или без окончания), то перед ней (во втором случае после нее) ставится многоточие.

 

     Не стоит увлекаться прямым цитированием. Мысль автора мо­жет быть передана своими словами (без искажения смысла), тем не менее в этом случае ссылка на его фамилию необходима.

     В тексте дипломной работы могут быть использованы табли­цы, схемы, диаграммы и т.п. Их содержание требует расшифровки и анализа. Таблицы и схемы могут быть вынесены в приложение к дипломной работе, о чем в тексте делается указание.

     В заключении а автор представляет общие итоги рабо­ты, основные выводы, которые должны быть соотнесены с постав­ленными задачами исследования, указывает на теоретическую и практическую значимость исследования.

     Важным этапом в деятельности дипломника является разработка научно-практических рекомендаций.  Автор работы должен предложить школьным работникам (родителям) технологию использования результатов своего исследования в их практике. Рекомендации должны быть составлены четко и ясно, написаны доступным языком и отвечать на вопросы «что сделать?»,  «как сделать?», «какие можно получить результаты?».

     Библиография – это  список литературы, использованный  в работе. Он составляется в алфавитном порядке. Сначала пишется фамилия автора, затем его инициалы, далее название и выходные данные публикации.

     Приложение к работе представляет собой материалы, использованные в экспериментальном исследовании, не вошедшие в текст работы, например, анкеты, тесты, программы обучения, фотографии, таблицы и т.п.

     Составление календарного графика работы над дипломом. После того, как совместно с научным руководителем определена тема и основные задачи исследования, рекомендуется составить рабочий план-график, т.е. определить последовательность этапов работы с примерными сроками их выполнения. В плане содержаться ответы на вопросы «что, как и когда нужно сделать?». Например:

1.      Составить библиографию по теме исследования – октябрь-ноябрь.

2.      Провести теоретический анализ современного состояния проблемы и истории вопроса (анализ литературных источников) – декабрь-март.

3.      Разработать  диагностику и провести констатирующий эксперимент (наблюдение, анкетирование, тестирование и т.п.) – март-май.

4.      Разработать систему экспериментальных мер (например, программу саморазвития  школьника) – июнь-август.

5.      Провести формирующий эксперимент – сентябрь-декабрь.

6.      Проанализировать и обобщить полученные данные, сделать выводы – январь-март.

7.      Доработать материал, оформить работу – апрель-май.

8.      Рецензирование работы – июнь.

9.      Защита диплома – июнь.

     Методы научно-педагогического исследования.

     Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Мы рассмотри наиболее распространенные в практике написания дипломной работы.

     Теоретическое  исследование проблемы.

     Приступая к работе над дипломом, необходимо изучить ряд научных работ, опубликованных по проблеме исследования, т.е. осуществить теоретический анализ. Дипломнику следует работать над следующими источниками:

1.      официальными документами (постановлениями, указами, распоряжениями т.п.);

2.      источниками (неопубликованными документами, архивными материалами, статистическими данными);

3.      научными исследованиями (монографиями, статьями, диссертациями и т.п.)

     Для облегчения поиска нужного материала следует обращаться к следующим информационным изданиям:

1.      Летопись рецензий.

2.      Книжная летопись.

3.      Летопись журнальных статей.

4.      Летопись газетных статей.

5.      Реферативный журнал.

6.      Бюллетень регистрации научно-исследовательских работа по сериям

7.      Педагогические        библиографии         (библиотека им. К Д. Уишнского).

8.      Днепров Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России: библиографический указатель.

9.      Тимофеева А. Г. Народное образование. Педагогика. Офиц. мат., справочн., библ. указ. на рус. яз.- М., I960.

 

     Наиболее простой метод работы с литературными источниками - это составление библиографической карточки, на которой пишется фамилия автора работы, ее название,  выходные данные и краткая аннотация работы.

 

Более эффективный способ работы с публикациями - ведение записей в виде кратких конспектов с обязательным библиографи­ческим описанием и указанием страниц работы, которые конспек­тируются. Конспект пишется на одной стороне листа. В нем указывается, к какому вопросу или разделу дипломной работы эта информация может быть отнесена. Затем конспекты  (листы) группируются в соответствии с планом работы.

 

     Следующий этап работы над литературными источниками зак­лючается в том, чтобы критически проанализировать законспекти­рованный материал, обратить внимание на новые подходы в реше­нии проблемы , определить, как согласуются разные точки зрения на один и тот же вопрос у разных .авторов, что вызывает сомне­ние, что осталось невыясненным и т.п.

     Изучение и обобщение педагогического опыта.

 

     Любое педагогическое исследование   обращается к опыту практических работников: учителей, воспитателей, методистов. Часть ученых под педагогическим опытом понимает практическую педагогическую деятельность и результат этой деятельности, т. е. рассматривает педагогический опыт в широком смысле слова. В более узком под педагогическим опытом понимается мастерство педагога. Часто говорят о передовом педагогическом опыте, под которым имеется в виду "опыт работы того или иного учителя, школы, районо и т.п., достигающий таких результатов, которые наиболее отвечают предъявляемым требованиям на том или ином этапе развития" (М. В, Зверева, 1978).

 

     Изучение и анализ педагогического опыта являются одним из важнейших средств приобщения студентов к практической про­фессиональной деятельности. Обобщение опыта позволяет закре­пить и углубить имеющиеся теоретические знания, способствует развитию педагогического мышления, влияет на формирование лич­ностных качеств будущего учителя,   углубляет интерес к выбранной профессии.

 

     Какими критериями можно руководствоваться при определении передового опыта? Перечислим некоторые из них:

 

1        Более высокая результативность в учебной или воспитательной работе, чем у других.

2        Научная обоснованность работы.

3        Достаточно продолжительное функционирование (минимум в течение года).

4        Творческая новизна.

5        Актуальность.

6        Сокращение затрат времени на достижение высоких ре­зультатов (по сравнению с типичными).

 

По степени творчества передовой опыт может быть:

1               модификационным, т.е. чей-то опыт используется в новых условиях,     

2               комбинаторный, в котором сочетаются подходы и приемы, использованные разными педагогами,

3               новаторский, предполагающий создание принципиально но­вых методов,      

4          исследовательский опыт.

 

      Способы изучения опыта:

1.         Анализ публикаций.

2.         Анализ документации педагога (доклады, отчеты, планы и т. п.).

3.         Наблюдение за деятельностью учителя или воспитателя.

4.         Анализ работ учащихся ( тетради, сочинения, поделки, рисунки и др.)

5.         Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся.

6.         Собеседование с учителем, учащимися, родителями, кол­легами.

7.         Рейтинг.

 

Обобщение и описание опыта

     Работа по   изучению  педагогического   опыта  проходит в несколько этапов:

1. Сбор фактов, с помощью перечисленных выше способов.

2. Классификация собранной информации по проблемам.

3. Структурирование деятельности педагога по собранному материалу; представление его опыта как целостной системы.

     Педагогический эксперимент.

     Под педагогический экспериментом подразумевается  "комп­лекс методов исследования,  который обеспечивает научно-объек­тивную и доказательную проверку правильности выдвинутой  гипо­тезы" (Ю.К. Еабанский,  1985). Педагогический эксперимент пред­полагает осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае,  когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.

               

     Различают следующие виды эксперимента:  естественный, ко­торый проводится  в обычных условиях обучения и воспитания, и лабораторный, для проведения  которого создаются  специальные условия, некая  искусственная обстановка,  необычная для детей, система заданий и условий их выполнения; испытуемый знает, что с ним  проводят эксперимент,  но обычно не в курсе задач этого эксперимента.  Для педагогического  исследования  более харак­терно применение естественного эксперимента.

 

     Проведение эксперимента предполагает  наличие нескольких этапов:

 

     Первый этап  - констатирующий эксперимент,  в результате которого должно быть изучено начальное состояние  исследуемого объекта, констатированы наличие или отсутствие исследуемых ка­честв личности,  уровень обученности или воспитанности  детей, развития у них познавательных интересов и т. п. Для этого раз­рабатывается программа изучения   школьников,   продумываются признаки, по которым можно определить степень сформированности качеств личности, описываются критерии их оценки. Например, в исследовании по теме "Формирование у школьников готовности к самостоятельной работе"   экспериментатором была предложена структура готовности, рассмотрены уровни ее возможной сформи­рованности и разработаны критерии их оценки.

 

Первый

компонент

Показатели

Уровни готовности

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Мотивационный

1.Положительное от-ношение к СР

Уверен, что только СР определяет результат деятельности

Понимает значимость СР

Отводит незначительную роль СР

 

2. Потребность в самообразовании

Ярко выра-жено жела-ние оладевать новыми зна-ниями

Потреб-ность ситуативна

Не прояв-ляется

 

3. Познавательная активность

Активный, устойчивый интерес к учению

Интерес неустойчи-вый, тре-буется им-пульс из-вне

Интерес отсутству-ет

 

Только после подробного описания начального уровня можно приступать ко второму этапу эксперимента –  формирующему (созидательному) - непосредственной реализации раз­работанной системы мер по формированию качеств личности, повы­шению уровня воспитанности школьников, развития у них познава­тельных интересов и др. Система экспериментальных мер осущест­вляется в экспериментальном классе (группе). Полученные данные сопоставляются с результатами контрольного класса, где условия обучения и воспитания остаются прежними. Такой вид эксперимента называется параллельный. В практике может быть использован и последовагельный эксперимент, когда сопоставляются данные, полученные в классе до и после эксперимента.

 

В ходе эксперимента исследователь обязательно фиксирует полученные результаты в дневнике учета, в карте наблюдений, магнитофонной записи, в фотографиях .         

Завершается эксперимент анализом его итогов. Систематизи­рованные результаты констатирующего эксперимента сравниваются с данными, полученными в ходе формирующего эксперимента. Если прослеживается положительная динамика, то содержание   экспери­ментальных мер может быть признано эффективным.

Наблюдение - один из самых распространенных методов педа­гогического исследования. Под наблюдением понимается целенап­равленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

 

Наблюдение может быть включенным  и невключенным. Включен­ное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать. Невключенное наблюде­ние предполагает наблюдение "со стороны".

 

Так же различают открытое наблюдение, когда дети знают,  что они являются объектами изучения, и скрытое, при   котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

 

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в мо­мент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

  

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ре­бенком , которого не принимают в коллективе. Одной из возможных причин этого может быть повышенная тревожность ре­бенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками.  В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тре­вожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использо­вать признаки, в которых выражаются формы "тревожно­го" поведения (Васильева Т-В., 1984):

-       "играет героя" , особенно когда ему делают  замечания;

-       не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

-       склонен "прикидываться дурачком";

-       слишком смел, рискует без надобности;

-    заботиться о том, чтобы  всегда находиться в согласии с большинством;

-       навязывается другим, им легко управлять;

-       любит быть в центре внимания;

-       играет  с детьми старше себя;

-       хвастает перед детьми;

-          паясничает (строит из себя шута)

-  шумно ведет себя,  когда педагога нет рядом;

-       подражает хулиганским выходкам других.

 


Фиксировать данные наблюдения можно в таблице:

 

Признаки поведения

                            Частота проявления

 

Часто

Иногда

Никогда

1.      Играет «героя»

2.      Играет «роль» перед окружающими

3.      Склонен прикидываться «дурачком»

       +

 

      +

       +

      

 

 


Затем частота проявлений суммируется и только после подве­дения итогов наблюдения можно делать какой-либо вывод.

Одним из вариантов наблюдения можно считать метод описа­ния значимых ситуаций, разработанный Е. С. Кузьминым. Для пони­мания личностных иди групповых характеристик исключительно важное значение может иметь то, как человек или группа ведет себя в необычных ситуациях, как реагирует на них, находит пути решения. Например, несколько лет назад на телевидении со стар­шеклассниками шел разговор о том, как важно во -время прийти на помощь человеку, протянуть ему руку, подставить плечо. Юноши и девушки очень правильно рассуждали на эту тему, приводили при­меры из своей жизни, говорили о людях, которым они оказали услугу. Вдруг в студни "неожиданно" лопнул один из юпитеров, на операторе загорелась одежда, аудитория наполнилась дымом. Молодые люди, не раздумывая, бросились к выходу, стараясь опе­редить друг друга, визг и крики сопровождали панику. Только один из ребят скинул с себя пиджак и кинулся гасить одежду на работнике телевидения. Тогда в студии включили свет и ведущий признался, что это был не более, чем трюк, чтобы удостовериться, на самом ли деле ребята сделают то, о чем несколько минут назад в упоении рассуждали.

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований дипломников. Опрос может быть не-посредственным  (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и  инднвидуальный  опрос, оч­ный и заочный, устный и письменный.

 

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дру­жеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит челове­ка заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.

 

Беседа может быть индивидуальной, групповой или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки. Необ­ходимо продумать цель беседы, определить предмет разговора, составить план ее проведения, сформулировать вопросы, подоб­рать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения    к обсуждаемой проблеме и т.п. При постановке цели беседы нельзя ограничиваться только задачами своего исследования. Для школь­ников она должна носить познавательный характер. Например, в ходе беседы на тему "Как мы проводим свое свободаое время?" студентака-дипломница вместе с ребятами ответила на вопросы "Какое время мы считаем свободным?,  "Много ли у нас свободно­го времени?", "Чем можно заняться в свободное время?", "Куда можно пойти в свободное время в нашем городе?" и др.

 

Данные, полученные в беседе с детьми, фиксируются и сопоставляются с данными, полученными с помощью других методов исследования.

 

Беседа носит характер взаимного обмена информацией. В случае, когда исследователь только задает вопросы, не высказы­вая своего мнения, мы имеем  дело  синтервьюированием.

 

Если опрос проводится письменно, мы говорим об анкетировании. Большим плюсом анкетирования является то, что исследо­ванием может быть охвачено любое количество учащихся, получен­ные данные достаточно легко обрабатываются. Однако следует иметь в виду, что составление анкет - это сложный процесс, требующий профессиональных знаний, поэтому лучше воспользо­ваться  готовыми анкетами.

 

По форме анкеты могут быть разделены на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и зак­рытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа. Например, открытые вопросы анкеты:

 

-    Какие проблемы тебя более всего волнуют сегодня?

-         Что значит, по – твоему, быть общительным человеком?

-         Как ты думаешь, что такое деловой человек?

     

Закрытые вопросы:

1. Доволен ли ты своими отношениями с одноклассниками?

а) очень доволен,

б) доволен,                                  

в) не совсем доволен,

г) не доволен,

д) совсем не доволен.

 

2. Сравнивая себя с другими, вы находите что:

а) вас недооценивают,

б) вы не хуже остальных,

г) вы годитесь в лидеры.

 

Используется вариант полузакрытых вопросов, в которых перечень вариантов ответа заканчивается словом "другое". Например:

- В свободное время я чаще всего

а) гуляю,        

б) общаюсь с друзьями,

в) читаю книги,

г) смотрю телевизор,

д) рисую,

е) другое 

 

Часто в анкетах используется дихотомическая форма ответов, когда ребенок выбирает один из двух взаимоисключающих друг друга ответов, например, 

          

1. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) верно,

  б) неверно.

 

2. Мне  бывает трудно признать свою неправоту.

а) да,

б) нет.

 

В случае, если вы сами составляете анкету, следует придерживаться следующих правил:

1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.

2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и по­нятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.  

3. Предложенные вопросы должны обеспечить искренность и правдивость ответов.

4. В анкету включаются наиболее существенные вопросы, от­веты на которые можно получить только путем анкетирования.

В качестве образца предлагается анкета "Взаимоотношения ребят в классе".

Задача: изучить взаимоотношения подростков в классе.

 

Вопросы:

                                          

1. Удовлетворен ли ты отношениями с ребятами в классе?

а) да,

б) скорее да, чем нет,

в) трудно ответить,

г) скорее нет, чем да,

д) нет.

                                  .

      2. Каковы взаимоотношения между ребятами в вашем классе?

а) дружные,                               

б) приятельские,

в) равнодушные,

г) холодные,

д) враждебные.

 

3. Каким ты считаешь свой класс?

а) сплоченным и дружным,

б) дружным, но далеко не всегда,

в) скорее разобщенным, чем дружным,

г) разобщенным с отдельными группировками,

д) каждый сам по себе.

 

4. Оказывает ли влияние на твое  поведение  мнение  ребят твоего класса?            

а) да,

б) скорее да, чем нет,

в) трудно ответить,

г) скорее нет, чем да,

д) нет.

 

     Исследователя всегда  интересует - не внешняя сторона деятельности (поступок),  а внутренняя ее суть  (мотив  поступка, интересы, взгляды, оценки).  Отношения выявляют себя только в ситуации выбора,  которую создает  экспериментатор  с  помощью различных методик. С их помощью изучаются групповые и личност­ные установки,  отношения к друзьям, к самому себе, к будущему и т. д.

 

Метод незаконченных предложений :

меня всякий раз портится настроение, когда ...

      - Для меня самая главная проблема сейчас - это ...

- Я живу хорошо, потону что...

- Друг - это тот, кто...

- Я стремлюсь к тому, чтобы...

 

        Метод  недописанного  рассказа:

"Возвращаясь из школы домой,  я увидел около своего подъ­езда бездомную дворнягу с пораненной лапой... "

 

Альтернативный тезис:

Какая точка зрения вам ближе и почему : "Многие несчастья в  жизни людей  объясняются  невезением" или "Людские несчастья - это результат собственных ошибок".

 

Анализ проблемных ситуаций:

" Жадному  Олегу  ребята придумали наказание:  купили три пломбира и заставили съесть одному.  Он от жадности съел...  и заболел. Спрашивается,  правильно ли поступили ребята?  Что бы вы сделали на их месте?"

 

Составление списка приоритетов из предложенных понятий:

Внешность. Честность. Успех. Образование. Семья. Престиж. Свобода. Законопослушность.  Собственность.  Власть. Здоровье. Равенство. Деньги. Творчество. Добавь.

 

Выбор  жизненного девиза: какой из жизненных девизов ты бы выбрал в качестве руководящей идеи?

- Бороться, искать, найти и не сдаваться.

- Учиться, учиться и учиться.

- Жить как все.

- Красота спасет мир.

- Береги честь с молоду.

- Ты делаешь себя в этой жизни только сам.

- Все достигается путем тренировки.

- Другой девиз (напишите).

   

     Выбор образца для  подражания:  кто в твоей жизни является образцом для подражания? Укажите имя человека.

- исторические личности,

- литературные герои.               

- современники.

    

     Составление характеристики на самого себя:

- Напиши  три слова, которые, по твоему мнению, точнее всего характеризуют тебя.

- Напиши на себя характеристику, которую ты бы хотел по­дучить от окружавших.

- Представь, что тебе уже 40 лет и тебе нужно написать свою автобиографию. Что бы ты написал в ней?

 

Фантастический выбор:

- Мы едем на необитаемый остров навсегда, что мы возьмем с собой?

   - Если бы я был  волшебником....

-         Если бы наш класс был корабль, то какой бы он был?

 

    Ассоциативный тест:

- С каким цветом (животным, историческим периодом, родом войск, бытовым прибором, растением, частью квартиры и т.п.) ассоции­руется твоя школа?

 

Цветограмма:

-         Положите на стол красные карточки, если вам понравился наш разговор, дело понравилось,  синие, если не очень, белые, если совсем не понравилось.

- в загородном лагере  детям каждый вечер предлагается заштриховать на карточке "прожитый день" цветом, соответствую­щим настроению: красный - бодрое, радостное настроение, желтый - веселое,  приподнятое,  зеленый - спокойное, синий - тревож­ное, черный - неудовлетворительное.

Такие методы дают возможность в течение сравнительно ко­роткого отрезка времени узнать  ребенка,  проследить  динамику его развития.  Нужно отметить,  что приведенные методики - это не только инструмент исследователя,  но и методы самопознания. Ребенок, который задумался над тем , кто он, какой он,  сделал большой шаг в своем развитии.

Оформление дипломной работы.

Текст дипломной  работы печатается  на пишущей  машинке (компьютере)   через  полтора (два) интервала на одной стороне листа бумаги форматом 4А. Количество зна­ков в строке не должно быть больше  60-62, учитывая промежуток между словами. Страница должна иметь поля: левое - 30 мм, пра­вое - 10, верхнее - 20, нижнее - 25.                          '

Заго­ловки глав и параграфов должны располагаться в центре страницы и быть отделены от основного текста интервалом.

Все страницы нумеруются и переплетаются. Каждый экземпляр дипломной работы подписывается автором.  Небрежно оформленная работа, с большим количеством ошибок и опечаток может  быть возвращена на доработку.

 

Оформление  титульного листа: на нем указывается название вуза, в котором выполнена работа, фамилия, имя, отчество авто­ра, заглавие работы (без сокращений), фамилия и инициалы, уче­ная степень, звание научного руководителя, место (город) и год выполнения работы.


 

 

Образец титульного листа

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

БУРЯТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                 

 

 Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Выполнил:                                                                                                                 Проверил:

                                            ФИО, фак-т, каф-ра

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2003.

 

     Некоторые глаголы констатирующего и оценочного характера, которые часто используют при написании реферата:

 

Анализирует

Возражает

Высказывает мнение

Добавляет

Доказывает

Допускает

Задает вопрос

Излагает

Констатирует

Надеется

Находит

Начинает

Не соглашается

Не разделяет точку зрения

Обсуждает

Объясняет

Обнаруживает

Одобряет

Определяет

Отмечает

Отстаивает

Пишет

Поддерживает

Подтверждает

Позволяет

Показывает

Полагает

Повторяет

Понимает

Поясняет

Предлагает

Предполагает

Представляет

Признает

Принимает точку зрения

Приходит к выводу

 

Рразмышляет

Разрешает

Разъясняет

Рекомендует

Решает проблему

Следует

Сомневается

Сообщает

Спрашивает

Ссылается

Считает

Соглашается

Убеждает

Указывает

Упоминает

Утверждает                                                      Уточняет

Фиксирует

                                         

     Не менее сложная задача – подготовить доклад (устное выступление) по выбранной теме. Композиционно речь может быть построена следующим образом  (5, 18):

 

             Части выступления

   Приемы привлечения внимания

1.      Вступление.

Задачи:

-         Пробудить интерес к теме предстоящего разговора;

-         Установить контакт с аудиторией;

-         подготовить слушателей к восприятию выступления;

-         обосновать постановку вопроса.

Основное условие – максимальная лаконичность.

-         Обращение : «Уважаемые  коллеги», «Дорогие друзья», «Я рад приветствовать…», «Разрешите представиться»;

-         неожиданный вопрос;

-         ошеломляющие факты;

-         изложение цели выступления, обзор главных разделов темы;

-         прием сопереживания;

-         изложение парадоксальной ситуации;

-         апелляция к интересам аудитории;

-         прием соучастия;

-         апелляция к событиям;

- апелляция к географическим или      погодным условиям.

2.      Главная часть.

Задачи:

-         Последовательно разъяснить выдвинутые положения;

-         Доказать их правильность;

-         Подвести слушателей к необходимым выводам.

-         Определения, сравнения;

-         Апелляция к речи предыдущего оратора;

-         Ссылки на авторитетных или известных лиц;

-         Статистические данные; 

-         Оценка «человека из толпы»;

-         Вызов ассоциаций

-         Цитирование;

-         Пояснение неизвестных терминов;

-         Использование конкретных примеров;

-         Постановка вопросов аудитории;

-         Обращение к личному опыту  оратора;

-          Юмористическое замечание.

3.      Заключение.

Задачи:

-         Суммировать сказанное;

-         Повысить интерес к предмету речи;

-         Подчеркнуть значение сказанного;

-         Поставить задачи;

-         Призвать к непосредственным действиям  (в митинговой речи)

-         Цитата или иллюстрация, кратко обобщающая вашу мысль;

-         Повторение;

-         Юмористическое замечание.

 

 

     При подготовке устного выступления обратите внимание на следующие рекомендации:

     

Лучше не  читать свой доклад, а сделать по нему устное выступление.   Прорепетируйте его: сначала прочитайте весь доклад, затем повторите речь, руководствуясь только ключевыми словами и выражениями, повторите места, которые вас больше всего смущают.  Для начала отдельные места можно заучить, чаще  этого требуют введение и заключение, их труднее всего создавать на ходу.

 

     Заготовьте план и  тезисы выступления, они помогут вам сориентироваться при выступлении. Полезно поупражняться  в произнесении текста перед зеркалом. Недаром говориться: «Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь».

 

     Заняв место выступающего в аудитории, не забудьте поприветствовать слушателей, объявить тему своего доклада и его цель.

 

    Установите зрительный контакт с аудиторией. Манера смотреть на людей как в пустое пространство вызывает раздражение. Не нужно смотреть на всех и каждого. Можно создать  впечатление, что вы общаетесь со всеми, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую.

 

     Уверенный вид  оратора положительно действует на слушателей. Если есть необходимость, сделайте несколько вдохов перед началом речи, это ослабляет напряжение. Энергично произнесите первые фразы вашего доклада. Не располагает к себе официальная, несколько натянутая обстановка публичного доклада. Атмосфера должна быть дружеской, но вместе с тем деловой.

 

     Для оратора очень важно как звучит его голос. «Как ни прекрасна мысль, но, проходя через уста, она бледнеет», - писал Абай. Обратите внимание на особенности голоса:

1.      Звучность голоса позволяет слышать вас всей аудитории. Но звучный голос – это не только громкий, но и выразительный голос. Выразительность речи невозможна, если вы не уверены в себе, плохо владеете материалом, боитесь аудитории.

2.      Темп речи: если вы произносите менее 100 слов в минуту, речь слишком медленна, даже для приватного общения.  Средним темпом считается 120-150 слов в минуту. Обратите внимание на паузы между отдельными элементами мысли, оттеняя наиболее существенные слова.

3.      Интонация передает разнообразие и глубину чувств. Монотонность речи, слишком высокий или, наоборот, слишком низкий тон, постоянно повторяющаяся интонация  не  украшают речь, снижают интерес слушателей.

4.      Тембр – окраска звука, его мягкость и теплота. Голос должен отражать чувства и отношения оратора. К недостаткам тембра относятся:  одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. От этих недостатков не всегда можно избавиться самостоятельно, иногда требуется консультация специалиста.

5.      Дикция – ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. В публичном выступлении слова выговариваются более четко, чем в частном разговоре.

 

      Если слушатели заинтересованы в том, что вы говорите, они будут смотреть вам в лицо. Оно не должно быть застывшей маской. Мимика должна быть подвижной. Она создает зону эмоционального заражения, отражает отношение выступающего к тому, что он говорит. Потренируйтесь перед зеркалом, удостоверьтесь, что вы точно транслируете те эмоции, которые вам необходимы. Мимика должна быть утонченной, ни в коем случае не похожей на гримасничанье.

 

     Жесты – это движения руками, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Однажды Демосфена спросили: «Какой дар всего нужнее оратору? – Жест. А затем? – Жест. А еще? – Опять-таки жест».  Тем не менее, используйте жестикуляцию по мере необходимости, Жесты должны отвечать своему назначению, характеру речи и аудитории, т.е. быть целесообразными. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Управляйте жестами, не позволяйте себе походить на ветряную мельницу.  Жестикуляция не должна быть однообразной, не пользуйтесь только одним движением рук. Жесты должны быть непроизвольными, этого можно добиться   тренировками.

 

     Поза – правильная и удобная манера стоять во многом поможет вам снять напряжение при публичном выступлении и чувствовать себя уверенно. Не стойте неподвижно, как в строю, но и не топчитесь бесцельно на месте.  Поза должна выражать уверенное спокойствие, расположенность к аудитории.  Суетливость и беспорядочность движений раздражает слушателей. Примите к сведению следующие рекомендации и, репетируя свое выступление, потренируйтесь заранее: ноги должны быть  расставлены на ширине 12-15 см.; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед, не делайте одинаковый упор на обе ноги;  в наиболее выразительных местах вашего доклада упор делается на носок; колени гибкие; в плечах и руках нет напряжения; руки не должны быть прижаты плотно к туловищу; голова и шея несколько выдвинуты вперед, грудь выставлена, живот подтянут так, чтобы  это не

Голавская Наталия Ивановна, Резникова Юлия Геннадьевна