EVERY ARTIST DIPS HIS BRUSH IN HIS OWN SOUL,

AND PAINTS HIS OWN NATURE INTO HIS PICTURES.

HENRY WARD BEECHER

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее учебное пособие в электронном формате адресовано  студентам старших курсов, изучающих английский язык с целью практического использования в профессиональной деятельности, в том числе в области лингвистики, филологии и преподавания иностранных языков в разных типах учебных заведений.

Электронный учебник в отличие от традиционного (на бумажном носителе), благодаря интеллектуальной мощи компьютера с его практически неограниченной памятью, быстротой выполнения операций и огромным набором программ, является гибким и многоплановым средством обучения. В зависимости от дидактических целей он может быть использован в качестве учителя, репетитора, тренажера, самоучителя.

Содержание электронного учебника иерархически структурировано по уровням, отличающимся друг от друга степенью конкретизации и детализации. Структура настоящего пособия включает предисловие, шесть циклов, приложение и список литературы. Каждый цикл содержит три части: лексическую Vocabulary in Focus, текстовую Let’s Read and Talk about Painting и творческую Development Tasks. Express Yourself!

Верхний уровень отражен в творческой части цикла. Более низкие уровни - текстовая и лексическая части - последовательно детализируют и конкретизируют учебный материал. Подобная многоуровневость структуры цикла позволяет каждому обучающемуся выбирать свою траекторию изучения предмета, осваивать его с различной степенью детализации, т.е. предложенная организация учебного материала обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.     

Содержание представлено в виде карты курса Course Map, которая представляет собой развернутое оглавление, включающее не только название циклов, частей и разделов, но и описание задач, учебный материал, содержание деятельности студентов и время, отводимое на освоение. Такое построение оглавления позволяет студентам и преподавателю ориентироваться в структуре пособия, содержании и технологии обучения в рамках заданного модуля.

Другой особенностью электронного учебника является его ориентированность на самостоятельное освоение материала. Наличие в нем контролирующих заданий позволяет организовать оперативный самоконтроль и самодиагностику в процессе усвоения учебного материала. Использование учебника для самообучения обеспечивается его методической организацией, а именно наличием лексического минимума по каждому циклу, презентацией нового лексического материала, системой упражнений с постепенным убыванием опор разного характера, текстов-образцов, комментариями по основным элементам произведения живописи (предметное содержание, тема, идея, авторский замысел, композиция, цвет, светотень, техника).

В отличие от классического учебника на бумажном носителе электронный учебник может быть использован при ином стиле обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала, что позволяет эффективно использовать его также и в дистанционном обучении. Студенту, работающему с данным пособием, не обязательно начинать изучение материала цикла с лексической части, затем последовательно осваивать текстовую и завершать творческой. Он может начать с заданий третьей творческой части, но при недостатке информации для его выполнения обратиться к текстовой. Если при выполнении заданий студент сталкивается с трудностями лексического плана, он может обратиться к первой части цикла и освоить его с разной степенью детализации: например, ограничиться только поиском значения, необходимого для понимания текста или выражения собственной мысли, или выполнить предложенные упражнения для формирования прочного навыка употребления данной лексической единицы.    

Третья часть цикла состоит из заданий творческого характера, направленных на сравнение, сопоставление разных художественных течений и школ, выражение собственной позиции в области живописного искусства и ее обоснование. В разделе приводятся высказывания известных людей, а также короткие тексты проблемного характера, стимулирующие студентов  к выражению собственной точки зрения, дискуссии. Отличительной особенностью этого раздела является освоение дополнительных знаний,  самостоятельный поиск новой информации, ее анализ, презентация творческого речевого продукта, что имеет принципиальное значение для формирования самообразовательной профессиональной компетенции.

Важным достоинством электронного учебника является возможность включения в него иллюстративного материала, что особенно важно для данного пособия, направленного на освоение искусства живописи, что невозможно без изучения художественных работ.

Предложенная организация электронного учебника при правильном его использовании позволяет существенно интенсифицировать процесс обучения, повышает уровень мотивации студентов, увеличивает объем информации учебного содержания, активизирует учебно-познавательную деятельность обучаемых, ускоряет темп учебных действий.

В настоящий вариант электронного пособия не встроен счетчик фиксирования времени, в течение которого студент находится в каждом модуле (разделе) пособия. Внедрение пособия в учебный процесс наряду с традиционными учебниками, вероятно, ответит на вопрос целесообразности временного ограничения.

Авторы выражают надежду, что работа с электронным пособием будет плодотворной и интересной как для студентов, так и для коллег-преподавателей.