17дек.2007

«Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы»

11 декабря в Педагогическом институте БГУ прошла научно-практическая конференция с международным участием «Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы».

Учредители конференции: Бурятский государственный университет, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Комитет по межнациональным отношениям и гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства РБ, ООО «Улан-Удэ-Реклама», Б.Н.Дышенов.

Организатор конференции - кафедра филологии и методики преподавания Педагогического института Бурятского государственного университета, заведующий кафедрой С.Ц.Содномов, к.пед.н., доцент, ответ. секретарь конференции Л.Ц.Малзурова, к.филол.н., ст. препод. кафедры.

Основные направления конференции были представлены в названиях секционных заседаний:

Секция 1. Теоретические основы языкового образования. Председатели: У.-Ж.Ш.Дондуков, д.филол.н., профессор БГУ, Андреева С.В., к.филол.н., доцент БГУ, Трофимова О.В., ст.преп. ЗабГГПУ.

Секция 2. Теоретические и методические основы литературного образования. Председатели: А.Ю.Никитченков, к.пед.н., доцент МГПУ, А.В. Ляпина, к.пед.н., доцент ОГУ, И.Б. Костина, к.пед.н. , ст.препод. БГУ.

Секция 3. Методические аспекты языкового образования в школе. Председатели: Т.Ф.Долбеева, к.пед.н., доцент БГУ, Санданова М.Р., к.филол.н., доцент БГУ, Д.Д. Аюрова , директор ресурсного центра АОИПК.

Секция 4. Национально-региональный компонент филологического образования. Председатели: С.Ц. Содномов, к.пед.н., доцент БГУ, В.Б. Лыгденова, к.пед.н., доцент БГУ, Ц.Б. Намсараева, к.пед.н., ст.преп.АПК. Работа организована в формате круглого стола.

Секция 5. Опыт внедрения инновационных обучающих и развивающих программ и мониторинг филологического образования. Председатели: Р.С. Дылыкова, к.пед.н., доцент БГУ, М.Г. Дубцова, к.пед.н., доцент ОГИИ, Е.И. Дадуева, преп. БРПК.

Секция 6. Организация филологического образования в вузе. Председатели: О.В. Сосновская, д.пед.н., профессор МГПУ, Д.Л. Шагдарова, к.филол.н., доцент БГУ, Б.Б. Будаин, к.пед.н., доцент БГУ.

Секция 7. Проблемы изучения иностранных языков в школе. Председатели: В.Д.Надмидон, к.филол.н., ст.препод. БГСХА, Ц.Ч. Цыренов, преп. БРПК, Э.Ц. Имескенова, учитель Гурульбинской СОШ.

В рамках организации конференции организована презентация книги «Моцарт в эпосоведении: Ученый, педагог, мыслитель С.Ш.Чагдуров», памяти видного ученого, преподавателя БГУ Сергея Шагжиевича Чагдурова, издана коллективом авторов к 75-летию БГПИ-БГУ.

Сергей Шагжиевич Чагдуров – первый заведующий кафедрой методики начального обучения языкам.

С.Ш.Чагдуров - ученый с энциклопедическими знаниями, крупнейший гэсэровед, изучавший эпический текст методом применения эпико-эстетического канона «Алтан хэблиг» («Золотое сечение»), четырехкомпонентного анализа текстов промежуточной научной школы Т.А.Бертагаева связующего звена между палеонтологическим анализом Н.Я.Марра и ностратической гипотезой В.М. Иллича-Свитыча. С.Ш. Чагдуров в 1997 году был удостоен Государственной премии РБ.

Результаты исследований насчитывают 156 источников общим объемом в 235 печатных листов. Это - монографии «О выразительности слова в художественной прозе», «Происхождение Гэсэриады», «Стихосложение Гэсэриады», «Поэтика Гэсэриады», «Прародина монголов»; художественные и научные переводы эпической поэмы «Жибжээнэй мэргэн», повести «Затмение луны», сводного стихотворного текста «Абай Гэсэр богдо хан», «Абай Гэсэра» П.М. Тушемилова высоко оценены российской и зарубежной научной общественностью.

Под руководством С.Ш. Чагдурова защитили кандидатские диссертации С.Ш.Ошорова, Л.С.Дампилова, Л.Б.Бадлуева, Р.С.Дылыкова, Л.Ц. Санжиева, Б., Д.Б. Бадмацыренова, Л.Ц.Малзурова, С.Мархаева, О.Цыцыкова, докторские диссертации -Л.С.Дампилова, Т.М.Дугаржапова, Э.А.Уланов, М.Р.Чойбонов, Д.Л.Шагдарова.

С.Ш. Чагдуров был ветераном Великой Отечественной войны. Заслуги С.Ш. Чагдурова перед Отечеством были высоко оценены: он награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Маршал Советского Союза Жуков», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Конференция в фактах и цифрах.

1. Данная конференция является 5 конференцией, организованной кафедрой ФиМП в период с 2002 по 2007 г.

2. Результаты деятельности кафедры ФиМП в рамках приоритетных направлений филологического образования представлены в докладе С.Ц. Содномова.

3. Тематика конференции расширена в связи с организацией кафедрой своей деятельности в рамках педагогического института. Основной кадровый потенциал, организующий филологическое образование в школе: Т.Ф. Долбеева, И.Б. Костина, М.А. Рычкова, С.Ц. Содномов, М.Р. Санданова, Р.С. Дылыкова.

4. Приоритеты и перспективы филологического образование заданы в докладах Т.Ф. Долбеевой Школьное филологическое образование: проблемы и тенденции, И.Б. Костиной Современное состояние и тенденции литературного образования.

5. Приветственные слова, пожелания успешной работы в выступлениях сказали И.С. Батуева, к.х.н., доцент, проректор по учебной работе БГУ, Н.Ж. Дагбаева, д.пед.н., профессор, директор Педагогического института БГУ, Дамдинын Цыденжав, ст.преп. Института Дорнод Республика Монголия, Ван Нин, преп. Китайская Народная Республика.

6. Инициатором издания книги памяти С.Ш.Чагдурова выступил д.пед.н., профессор Г.Ц.Молонов, организатором издания вместе с профессором стали З.Г.Тумуров, Н.Я. Молонова, родственники С.Ш.Чагдурова Р.М. Дымпилов, Т.Ч. Дымпилова, Б.Б. Ринчинов, супруга С.Ш.Чагдурова А.Д.Эрдынеева, Джидинское землячество.

7. Ответственным редактором издания является Г.Ц. Молонов, научным редактором Р.С. Дылыкова, редактором И.Х. Оширова, компьютерная верстка Л.П.Бабкинова.

8. Учредителями издания стали: Бурятский государственный университет, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Муниципальное объединение «Джидинский район», Народный Хурал Республики Бурятия.

9. На презентации книги «Моцарт в эпосоведении: Ученый, педагог, мыслитель С.Ш.Чагдуров» выступили П.Г.Барлуков, ст.препод. БГУ, Р.С. Дылыкова, к.филол.н., доцент БГУ, аспиранты С.Ш.Чагдурова, А.В. Дамдинов, к.ист.н., доцент, проректор по международным связям БГУ, З.Г.Тумуров, представитель Джидинского землячества, С.Ц. Содномов, к.пед.н., зав.каф. ФиМП ПИ БГУ, Н.Б.Дондобон, к.пед.н., профессор БГУ, Ц.Р. Базаров, к.пед.н., докторант БГУ, Э.А. Уланов, д.филол.н., БИПКиПРО, докторант С.Ш.Чагдурова, Т.М. Дугаржапова, д.филол.н., профессор, зав.каф. монголоведения ЗабГГПУ, докторант С.Ш.Чагдурова, Л.В. Шулунова, д.филол.н., профессор, директор Центра стратегических востоковедческих исследований, В.Б.Махатов, д.пед.н., профессор БГУ, М.Р.Чойбонов, Полномочный представитель буддийской традиционной Сангхи России, член общественной палаты России, доктор буддийской философии, атаман бурятского казачества, народный поэт РБ, докторант С.Ш.Чагдурова, Л.Л.Маркова, к.пед.н., ветеран БГУ, Е.Ж.Бадмаева, Заслуженный учитель РБ, Д.С.Айсуев, А.Д. Эрдынеева, супруга С.Ш.Чагдурова, Б.Б. Ринчинов, брат С.Ш.Чагдурова.

10. Проблемами, представленными в информационном письме заинтересовались 170 человек, в том числе 10 представителей зарубежья (Республика Монголия, Китайская Народная Республика, Франция, Мальта, Лаос), 6 преподавателей и аспирантов Оренбургского государственного педагогического университета им.Ф.Достоевского, 8 преподавателей и сотрудников Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.Н.Чернышевского, 1 преподаватель Оренбургского государственного института искусств, 1 преподаватель Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций, 2 преподавателя Московского государственного педагогического университета, 9 учителей и сотрудников образовательных учреждений, педагогического колледжа, института повышения квалификации работников социальной сферы Агинского Бурятского автономного округа, 1 учитель с Усть-Орды, 3 преподавателя Бурятского республиканского педагогического колледжа.

11. Состоялись 60 докладов из заявленных 170 и заочно 11 докладов.

12. В конференции и презентации книги приняли участие 150 человек.

13. В конференции приняли участие 115 человек из 61 района, регионов Республики Бурятия, в том числе 3 из Монголии, 1 из Китайской народной республики.

14. Представительство районов и регионов: АБАО – 7, Кижингинский – 5, Баргузинский – 5, Закаменский – 5, Еравнинский - 6, Иволгинский – 5, Селенгинский – 12, Кяхтинский -2, Тункинский -3, Бичурский – 3, Улан-Удэ – 8, Усть-Орда -1, Джидинский, Заигревский, Мухоршибирский, Окинский, Хоринский, Тарбагатайский, Прибайкальский – по 1 человеку.

15. Должности участников конференции: учителя русского языка и литературы – 22, учителя бурятского языка и литературы – 8, учителя начальных классов – 27, учителя иностранных языков – 8, воспитатели детских садов – 4, учителя специальных коррекционных школ – 1. 21 учитель работают в формате федеральной экспериментальной площадки, 10 – республиканской экспериментальной площадки. Приняли участие 14 преподавателей высшей школы, не считая преподавателей ПИ, 5 преподавателей ССузов.

Конференция глазами участников.

По организации, заявленному содержанию проблематики и направлений конференции получено 28 анкет. В анкетах отражены следующие пожелания: проводить регулярные методические семинары, консультации, мастер-классы по языковому и литературному образованию, в том числе по теоретическому их сопровождению, для учителей бурятского языка, работающих по программам третьего типа; активизировать использование информационных технологий, выпуск методических пособий, особенно для бурятских школ, предусмотреть вопросы преемственности между ДОУ и школой.

Некоторые мнения участников: Баирма Владимировна Цыденова, учитель русского языка и литературы Селендумской СОШ Селенгинского района РБ: «География данной конференции обширная. Интересно было услышать друг друга, обменяться опытом работы, т.к. сегодня здесь собрались учителя примерно одного возраста с определенными наработками по своим проблемным вопросам. Очень понравилась дружеская атмосфера, темп работы секции». Базаргуруева Татьяна Батуевна, учитель начальных классов МОУ Урда-Агинской средней школы АБАО: «… Не первый раз принимаю участие в работе конференции по совершенствованию филологического образования. Проблемы, поднятые на конференциях всегда актуальны. Важно было соединение теории с практикой. Обмен опытом работы дал толчок рождению новых педагогических идей. Плодотворная работа на секции ознакомила нас с опытом внедрения разных инновационных программ, технологий, подходов в системе филологического образования. Благодарна организаторам конференции за приглашение и возможность поделиться опытом своей работы и учиться у других». Ирина Владимировна Заворуева, учитель русского языка и литературы гимназии №33 г.Улан-Удэ: «Нет сомнения, учителям необходимо «расширять свое пространство». Это позволила осуществить (в какой-то степени) проводимая конференция. Актуальность заявленного содержания очевидна, об этом говорили в приветственной части и на секционных заседаниях. Хотелось бы, чтобы больше представляли свой опыт работы». Софья Владимировна Васильева, учитель русского языка и литературы гимназии №14 г.Улан-Удэ: «Огромное спасибо! Работа в секции позволила еще раз окунуться в этнокультурную среду. Получила много интересной информации, которая позволит продолжить начатую работу. Привлекайте почаще русоведов!». Дарима Даридаповна Долгоржапова, учитель бурятского языка и литературы Бортойской средней школы Закаменского района: «Нэн түрүүн энэ ехэ хуралдаа үннгэргэһэн, эмхидхэһэн хүнүүдтэ баярые хүргэнэб. Буряад ороноймнай алишье буланда хүдэлдэг ба хүршэ Ага нютагай багшанар булта сугларжа, дүй дүршэлөөрөө хубаалдаабди. Үрэ дүнтэй һайн конференци болоо гэжэ һананаб. Түрэл буряад хэлэеэ үргэжэ, алтан абдараа уудалжа, һурагшадтаа дамжуулжа ябахамнай болтогой!». Валентина Дугаровна Патаева, к.филол.н, доц., зав.каф. бурятского языка НГИ БГУ: «Организация такой большой научно-практической конференции с участием зарубежных ученых и учителей школ почти всех районов республики и двух округов заслуживает похвалы. Широта обсужденных проблем по вопросам филологии и методики преподавании языков собрал многих: исследователей языка, литературы, учителей начальных и средних классов. Секций много, все доклады нашли место в каждой из них. Общая организация конференции, круглого стола и презентация книги памяти С.Ш.Чагдурова отличная; Все продумано и сделано на высоком уровне. Дальнейших успехов Вам, дорогие коллеги! Спасибо за приглашение».