01дек.2011

Международнный образовательный проект "Россия и Монголия в ХХ веке: общие страницы истории"

ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

«Россия и Монголия в ХХ веке: общие страницы истории»

11-17 ноября 2011 г.

Цель проекта: провести сравнительный и научно-методический анализ истории Монголии и России ХХ века, как общие страницы истории отражены в исторической памяти и в современной системе общего исторического образования соседних стран.

Задачи проекта:

1. выявить особенности преподавания общих страниц истории в школах, университетах Монголии и России;

2. ознакомиться с формами фиксации исторической памяти посредством посещения музеев, памятных мест и исследований городского пространства;

3. выявить и проанализировать образ Монголии в глазах монгольских граждан;

4. обозначить основные различия и сходства исторического образования РФ и Монголии;

5. способствовать формированию адекватного восприятия Монголии в глазах российских студентов.

Методы реализации проекта:

• осуществление проектной деятельности;

• походы в музеи и исследование экспонатов музея на основе заранее заданного алгоритма.

В процессе проведения международного и межвузовского проекта можно выделить следующие этапы:

Первый этап: подготовительный: 1) организационная и содержательная подготовка экспедиции; 2) выполнение группового задания: проведение опросов, анкетирования, сбор материала по теме проекта; 3) проведение научно-методического семинара для участников проекта с участием преподавателей ВФ и ИФ БГУ.

Второй этап: основной: реализация проекта в Монголии.

Третий этап: завершающий: подведение итогов, вручение сертификатов и награждение участников проекта, отъезд студентов и преподавателей из Улан-Батора.

Четвертый этап: рефлексия: Подготовка отчета по итогам проекта, подготовка научных публикаций в журнал «Преподавание истории в школе», подготовка статей в СМИ.

Целью международного образовательного проекта был анализ общих страниц истории в сопредельных странах России и Монголии, отношение к этим общим страницам в Монголии на современном этапе. Не секрет, что во времена Советского Союза степень его влияния на все стороны жизни монгольского общества и государства была очень существенной, в орбите прямого идеологического воздействия и заимствований находились также система общего исторического образования. После распада СССР монгольским историкам и педагогам пришлось заново определять ценностно-целевые приоритеты учебного предмета «История», перерабатывать концепции курсов всемирной и отечественной истории, обновлять макеты школьных учебников, менять содержание и формы подготовки учителей-гуманитариев.

Не менее значимым ресурсом для изучения иной историко-культурной и образовательной среды стали для российских студентов доступные по ценам музеи и достопримечательности столицы Монголии, фонды российского культурного центра, общение с людьми на улицах Улан-Батора, молодежные встречи в кафе и на дискотеках…

Участие в составе делегации студентов различных факультетов БГУ (факультеты экономики и управления, исторический, восточный, социально-психологический) привнесло в проектную деятельность дополнительное разнообразие и направленность на знакомство с культурой, традициями, особенностями изучения истории. Студенты работали в смешанных группах, а руководила проектом международная группа М.Г.Цыренова и И.Г.Аюшиева (БГУ), Ц. Энхчимэг (ИИ АН Монголии). Руководители проекта занимались организацией культурных и образовательных мероприятий, разработкой проектных заданий и критериев их оценки, консультированием студентов, экспертизой их проектов. В конце поездки все участники получили сертификаты, а также благодарственные письма Русского Центра Улан-Баторского филиала Российской Экономической Академии им. Плеханова.

Таким образом, международный образовательный проект, задуманный как способ изучения систем исторического образования в современной России и Монголии, превзошел первоначальные целевые установки, раздвинул границы познания иной историко-культурной среды и образовательного пространства, привел к более существенным результатам в становлении опыта межкультурного взаимодействия, уважительного отношения и интереса к сопредельным странам и народам, в самопознании и самореализации студентов в процессе профессиональной и социально-коммуникативной практики. Эти очевидные для всех участников проекта эффекты позволяют отнести его к инновационным формам профессиональной подготовки студентов-гуманитариев, которые эффективно отвечают на вызовы современного мира, актуализируют роль истории в становлении личности и как средства коммуникации в поликультурном обществе; они адекватны целям историко-обществоведческого образования в средней школе и требованиям к подготовке педагогов.

В рамках проекта студенты работали в 4 группах и выполняли различные проектные задания. Российским студентам помогали в работе студенты Улан-Баторского государственного университета.

Тема первого дня (12 ноября, суббота): «Образ России в музеях Монголии». После установочного семинара, где студенты были поделены на группы и получены задания по мини-проектам, были посещены Национальный музей истории Монголии (работа над проектом № 1 «Национальный музей истории Монголии: отражение роли и места России»); Мемориальный комплекс Зайсан, музей - резиденции Богдо-Гэгэна VIII (работа над проектом № 2 «Роль личности в истории – Российский фактор»). Затем были проведены консультации по оформлению проектов и студенты в группах готовились к защите. До позднего вечера студенты отчитывались и защищали проекты № 1 и № 2.

13 ноября, в воскресенье (Тема дня «Трагические страницы общей истории») был организован выезд за город – посещение, разрушенного в 30-е годы ХХ века, монастыря Манжушри-хийд, работа над проектом № 3 «Разрушение памяти и /или память о разрушениях». Этот выезд был интересен не только красотой и трагичностью памятного места, но и организацией совместной культурной программы со студентами Улан-Батора: проведение исторической викторины, конкурса песен и стихов, а также приготовлением национального монгольского блюда – Хорхог. Подведение итогов работы, обсуждение и защита проекта № 3 снова затянулась до позднего вечера.

14 ноября, понедельник (Тема дня: «История России в современном историческом образовании Монголии: другая страна, другая история») был организован визит в Институт истории Академии наук Монголии, где студентам была прочитана лекция проф., ученого секретароя ИИ АН Монголии Н. Хишигт «Россия в истории Монголии в ХХ в.», который завершился Круглым столом, где студенты задавали вопросы, происходил обмен мнениями.

Во второй половине дня студенты посетили Музей им. Г.К. Жукова, выполняя работу над проектом № 4 «Героические страницы общей истории». После посещения музея, студенты провели социологический опрос среди жителей Улан-Батора по теме «Имя России» и «Имя Монголии». День закончился подробной рефлексией, подведением итогов работы, обсуждением и защитой проекта № 4.

15 ноября, вторник (Тема дня: «Образы России в Монголии и Монголии в России») было организовано посещение Русского Центра Улан-Баторского филиала Российской Экономической Академии им. Плеханова, где был проведен Круглый стол «Россия и Монголия: формирование взаимного позитивного образа». На Круглом столе выступали студенты БГУ и УБ филиала РЭА со своими докладами и сообщениями. Итогом работы Круглого стола стало обсуждение совместных проектов по формированию позитивного образа своих стран. Во второй половине дня студенты должны были посетить музей Улан-Батора на выбор, выполняя проект № 5 «Я поведу тебя в музей…». Вечером при защите проекта № 5, студенты уже сами представляли задания по экспозициям посещенных музеев. Студенты посетили музей интеллектуальных игр, музей природы, побывали в Гандане и др.

В последний день экспедиции, 16 ноября, среда (Тема дня: «Улан-Батор: отражение России в современном городском пространстве») у студентов было свободное время. Они организовали самостоятельную экскурсию по городу, выполняя проектное задание № 6 «Россия в пространстве Улан-Батора».

На заключительном торжественном ужине, студенты по группам замечательно представили защиту проекта № 6, отмечая российское присутствие в архитектуре, в памятниках, в баннерах, вывесках и др.

Подводя итоги участия в образовательной экспедиции, студенты отметили, насыщенность мероприятий, познавательность и занимательность групповой проектной работы, и новое понимание соседней, такой близкой, но уже отдаляющейся Монголии.

Участники проекта:

1 группа «Найрамдал»: Бадмаева Оюна, Гунзенова Сэсэг, Кузьмина Наталья, Самбаева Арюна, Тимофеев Андрей, Шойдонова Алтына.

2 группа «Судлагчид»: Базарова Эржена, Болотова Цыбжит, Будаева Надежда, Жапова Билигма, Мужанова Дина, Цыдыпова Елизавета, Цыренов Доржи.

3 группа «Нарын Хумус»: Антропова Зинаида, Жарникова Дарья, Каленых Ксения, Кукшинова Санжина, Норбоева Дарима, Хантаев Иван, Цыдендоржиева Эржена.

4 группа «Тэнгиз»: Балданова Туяна, Галсанова Оюна, Дамбаева Валентина, Дондокова Арюна, Захарова Екатерина, Евреева Татьяна, Ефимов Николай.

Поделиться новостью: