Из истории

В 1932 году при пединституте и педрабфаке была создана учебная часть. Первым заведующим учебной частью был назначен выпускник бурят-монгольского отделения педфака Иркутского госуниверситета Г.И.Упхонов. Учебная часть работала, руководствуясь постановлением ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме высшей школе и техникумах», принятым 19 сентября 1932 года. В институте была введена новая система организации учебного процесса: вместо типовых планов вводились твердые учебные планы, внедрялись новые формы занятий в виде лекций, семинаров, консультаций, устанавливалась единая система индивидуальных зачетов, дифференцированная форма оценки знаний. Дополнительно к существовавшим до сих пор оценкам «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» добавилась третья, повышенная – «хорошо». Вводились два раза в год экзаменационные сессии, конкурсный метод приема в вузы. Срок обучения студентов составлял 4 года.

С августа 1934 года помощником директора института по учебной части был назначен Кудрявцев Василий Дмитриевич. В это время в пединституте была введена факультетская система, произошло укрупнение кафедр: на начало 1934-1935 учебного года в институте функционировало 5 кафедр (русского языка, литературы и методики, социально-экономических наук, математики и физики, биологических наук). Учебная часть организовывала учебный процесс, методическую и научную работу института. Происходила перестройка учебного процесса, разрабатывались первые лекционные курсы, планы семинарских и лабораторных занятий, осваивалась система непрерывной производственной практики. Важной составной частью деятельности преподавателей являлась подготовка и издание учебников, учебных пособий, программ, методических разработок для учителей. Приказом №7 пединститута и педрабфака от 04.03.1935 заведующим учебной частью назначен Убугунов Александр Митахович, а в 1936 году – вновь В.Д.Кудрявцев. Одним из важных направлений деятельности учебной части был контроль за организацией самостоятельной работы студентов, укрепление дисциплины, развертывание социалистического соревнования. В связи с широким развертыванием стахановского движения в вузе появились такие его формы, как «отличничество» и «ударничество».

1936 год – год реорганизации учебного процесса вузов страны. Для всех вузов был установлен общий режим с одинаковой длительностью учебного года, каникул и продолжительностью учебного дня. Текущий учет успеваемости отменялся. Единственным критерием успеваемости студентов считалась сдача экзаменов по лекционным курсам и зачета по практическим занятиям. Впервые в высшей школе вводились государственные экзамены, а также единый студенческий билет и единый метрикул (зачетная книжка). Работа учебной части под руководством Панчукова Александра Петровича (май 1937 г. – октябрь 1937 г.) была направлена на определение содержания образования, уточнение учебных планов, соотношения циклов изучаемых дисциплин, осуществлялись поиски путей и способов повышения качества учебного процесса. Значительно возрос в 30-е годы объем специальных дисциплин, он составлял 60% от общего объема часов. Вопросы преподавания специальных дисциплин часто являлись объектом анализа на заседаниях Ученого совета института. Из специальных дисциплин особую значимость в те годы приобретало изучение студентами русского и бурятского языков. В 1938-39 учебном году в вузах страны в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» в вузах страны произошло значительное увеличение количества часов на изучение общественных дисциплин. Была введена новая дисциплина «Основы марксизма-ленинизма». Содержание общественных дисциплин было идеологизированным и политизированным. Возглавляли учебную работу института Дуринов Алексей Алексеевич (октябрь 1937 г. – июль 1938 г.), Якушев Игнатий Романович (сентябрь 1938 г. – апрель 1941 г.), Ходаков Георгий Федорович (апрель 1941 г. – август 1941 г.).

Во время Великой Отечественной войны работа пединститута была перестроена: военное время потребовало перехода на 3-летний срок обучения. В связи с этим были пересмотрены учебные планы по всем факультетам, установлен порядок перехода на занятия по новым учебным планам. Учебные планы были уплотнены, занятия проводились в три смены: с 8 часов до 23 часов 35 минут. Важнейшей задачей коллектива института по-прежнему оставалась борьба за качество высшего образования, за качество знаний студентов, дополненное военной подготовкой. В каждом учебном предмете темы и разделы программы изучались в тесной связи с их оборонным значением, чтобы значительно расширить круг практических навыков, полезных для будущих бойцов. В августе 1941 г. вместо призванного в армию заместителя директора по учебной и научной работе Г.Ф.Ходакова был назначен М.П.Хабаев. Через два с половиной года этот участок возглавил профессор Н.Г.Николаев, затем доцент Г.Ф.Ходаков, в 1945 г. – доцент В.П.Тюшев. В послевоенные годы заместителями директора по учебной и научной работе были: в 1947 г. – доцент Ф.И.Аксенов, в 1951 г. – доцент П.И.Хайдуков, затем доцент Е.Т.Тимофеева, в 1956 г. доцент Н.Д.Шулунов. Много времени уделялось развитию заочной формы обучения студентов

В начале 50-х годов директивными органами страны было выдвинуто требование политехнизации процесса обучения. Это привело к перестройке учебного процесса в педвузе, особенно в содержании подготовки учителей физики, математики, естествознания. В частности, на отделении физики было введено преподавание основ машиноведения, в курсах электроники и радиотехники увеличены часы практических занятий. В 1955-1956 учебном году на всех факультетах был введен «широкий профиль» обучения. Срок обучения в связи с этим увеличился до 5 лет. Были введены новые учебные планы, предусматривающие значительное увеличение часов на практическую подготовку будущих учителей. Стало больше проводиться открытых лекций и практических занятий. Активизировалась методическая работа. С мая 1961 года в пединституте вместо одной должности заместителя директора по учебной и научной работе было введено две: проректора по учебной работе и проректора по научной работе. Первыми проректорами по учебной работе были доцент Иннокентий Викторович Измайлов (март 1960 г. – апрель 1962 г.), Мангадаев Михаил Николаевич (апрель 1962 г. – декабрь 1973 г.).

В 1964 году вновь созданную учебную часть пединститута возглавил Хосомоев Николай Данилович. Он проработал в должности заведующего учебной частью с декабря 1964 года по май 1966 года. Большое внимание уделялось укреплению связей между кафедрами института и учительскими коллективами общеобразовательных школ. В апреле 1967 года заведующим учебной частью был назначен Балданов Саян Жимбеевич, который руководил учебным процессом до ноября 1970 года. Учебная часть координировала работу кафедр института. В период с ноября 1970 года по август 1971 года учебную часть возглавила к.п.н., доцент Буланова Надежда Никитична. Начало 70-х годов явилось временем обновления образовательного процесса, пединститут, как и другие педвузы страны, приступил к работе по новым учебным планам и программам. В новых планах в отличие от прежних значительно больше времени отводилось на изучение дисциплин психолого-педагогического цикла. Вводились новые дисциплины: возрастная и педагогическая психология, введение в педагогику. В 70-90-е годы проректорами по учебной работе были назначены Чагдуров Сергей Шагжиевич (декабрь 1973 г. – ноябрь 1982 г.), Цыремпилон Авиона Бадмаевна (декабрь 1982 г. – август 1993 г.), Доржиев Цыдыпжап Заятуевич (август 1993 г. – декабрь 1994 г.).

Свыше 20 лет (с августа 1971 года по сентябрь1995 года) в должности начальника учебной части проработала отличник народного образования Балуева (Иванова) Маргарита Юрьевна. Вместе с ней трудились специалисты Манкетова Маргарита Викторовна, Мантахаева Мэри Андреевна, инспектор студенческого делопроизводства Бадмаева Тамара Мункуевна, статист Манжуева Татьяна Борисовна.

С преобразование в 1995 году педагогического института в государственный университет произошли значительные изменения в учебном процессе. В основу деятельности университета были положены принципы фундаментализации и гуманизации образования, повышение его качества, интеграция учебного и научного процесса. В университете насчитывалось 13 факультетов и 58 кафедр. С декабря 1994 года по апрель 2001 года учебным процессом университета руководила к.фил.н., доцент Ковалева Лариса Петровна. В 1998 году вместо учебной части был создан учебно-методический центр, в котором сформировались основные направления работы: естественнонаучное, психолого-педагогическое и гуманитарное. Работой естественнонаучного направления руководила главный специалист, к.п.н., доцент Ваганова Валентина Ивановна (ноябрь 1999 года - февраль 2002 года). Психолого-педагогическое направление возглавила главный специалист, к.п.н., доцент Танхасаева Аюнжима Семеновна (ноябрь 1999 года - февраль 2002 года). По гуманитарному направлению работала главный специалист, к.ф.н., доцент Трофимова Светлана Менкеновна (ноябрь 1999 года - август 2002 года). В учебно-методическом центре работали опытные, высококвалифицированные преподаватели: к.ф.-м.н., доцент Антонов Вячеслав Иосифович (апрель 1998 года – январь 1999 года), к.ф.-м.н. Янтранова Светлана Степановна, методисты Ратников Александр Викторович, Гусев Борис Владимирович, Ширапова Дарима Доржиевна, Аксенова Елена Геннадьевна. Основной задачей учебно-методического центра был переход на университетские учебные планы и программы.

В 2001 году учебно-методический центр был преобразован в учебно-методическое управление, которое возглавила к.п.н., доцент Фомицкая Галина Николаевна (декабрь 2001 года – февраль 2007 года). Важнейшими задачами управления являлись: автоматизация учебного процесса, разработка концепции повышения качества образования.

В состав учебно-методического управления вошли организационно-методический и учебный отделы. Начальником организационно-методического отдела в 2002 году был назначен к.и.н., доцент Козулин Андрей Владимирович, начальником учебного отдела в 2003 году - к.ф.н., доцент Дашинимаева Полина Пурбуевна. С сентября 2003 г. общее руководство учебно-методическим управлением осуществляет проректор по учебной работе к.х.н., доцент Батуева Ирина Сыдыповна. Методисты управления: к.п.н. Посходиева Дулгар Васильевна, к.г.н. Бабиков Владимир Александрович, к.п.н. Базарова Елена Гармаевна, к.т.н. Урмакшинова Елена Рониславовна к.х.н. Павлова Эржэна Тугденовна, к.фил.н. Семенова Эржэна Васильевна. Ведущие специалисты: Хинзеева Дарима Петровна, Сабирова Венера Ситдиховна, Андриянова Ирина Андреевна. Инженеры-программисты: Дармаев Мигмар Владимирович, Цыденова Дагзама Николаевна. Диспетчера: Баглаева Полина Гавриловна, Каганова Луиза Ефимовна, Батуева Дарима Васильевна, Дагбаева Зоя Сандуевна, Гусенкова Татьяна Юрьевна, Саганова Надежда Климентьевна, Попова Людмила Николаевна, Андриянова Нина Васильевна, Балыкова Валентина Владимировна, Халудорова Юлия Владимировна.

С февраля 2007 года учебно-методическое управление возглавляет к.т.н., доцент Урмакшинова Елена Рониславовна. Организационно-методический отдел работает под руководством к.п.н., доцента Бурцевой Эльвиры Витальевны. Вместе с ней трудятся методист к.фил.н., доцент Семенова Эржэна Васильевна, ведущий специалист Андриянова Ирина Андреевна. Учебный отдел возглавляет к.х.н. Павлова Эржэна Тугденовна, с ней работают ведущий специалист Сабирова Венера Ситдиховна, инженер-программист Дармаев Мигмар Владимирович.

Объем работы в области планирования, организации и проведения учебного процесса университета в последние годы неизмеримо возрос. И дело не только в том, что в несколько раз увеличилось количество специальностей и направлений подготовки специалистов. Изменяется структура вуза, создаются новые институты, филиалы, факультеты, кафедры, реализуются десятки программ основного и дополнительного образования, все более многообразными становятся формы обучения, расширяется география образовательной деятельности, вводятся новые учебные площади и т. д. Все эти перемены отражаются на работе учебно-методического управления, основная задача которого - текущее и перспективное планирование и организация образовательной деятельности университета.

Управление курирует работу по организации и проведению учебно- и научно-методических семинаров и конференций, контроль качества образования, координирует учебную деятельность всех факультетов, в том числе планирование работы кафедр, определение объемов их учебной работы, контроль за выполнением учебных планов, их соответствие государственным образовательным стандартам. В учебно-методическом управлении централизована вся работа по планированию учебной деятельности, отчетности за ее выполнением, обобщению результатов экзаменационных сессий, представлению в Министерство образования и региональные органы управления установленной отчетности вуза и многое другое. Здесь планируются штаты преподавателей, ведется учет работы преподавателей-совместителей, разрабатываются и контролируются нормативы и объемы учебной работы преподавателей.

Работа управления - это непрерывное взаимодействие с деканами, заведующими кафедрами, отдельными руководителями направлений, с представителями базовых предприятий и организаций. Учебно-методическое управление в силу производственной необходимости взаимодействует со всеми основными структурные подразделения университета. В свою очередь, его функционирование обеспечивается широким привлечением к работе опытных методистов из числа штатных преподавателей, под руководством и с участием которых разрабатываются новые поколения учебных планов, осуществляется компьютеризация учебного процесса, оперативный контроль и управление и т. д.

В настоящее время выполнение всех этих функций невозможно без внедрения средств автоматизации, основанного на применении современной вычислительной техники, специализированного программного обеспечения. Значительное внимание управление уделяет вопросам повышения качества профессиональной подготовки, внедрению новых технологий обучения, информационному обеспечению учебного процесса, развитию самостоятельных форм работы студентов и активизации познавательной деятельности, расширению спектра образовательных услуг. В числе приоритетных задач - создание и внедрение системы управления качеством учебного процесса, переход на двухуровневую систему образования.