Научные труды

Лапшина З. С.
БИБЛЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЗМЕЯ В СОДЕРЖАНИИ МОДЕЛИ КОСМОСА КАМЕННОГО ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НИЖНЕГО АМУРА) // ПРАВОСЛАВИЕ И ДИПЛОМАТИЯ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: Материалы международной научно-практической конференции (29.01.2015 – 30.01.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: Г. С. Митыпова, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 88-97.
БИБЛЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЗМЕЯ В СОДЕРЖАНИИ МОДЕЛИ КОСМОСА КАМЕННОГО ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НИЖНЕГО АМУРА)
THE BIBLICAL IMAGE OF A SNAKE IN THE CONTENT MODEL OF THE COSMOS STONE AGE (BASED ON ROCK ART OF THE LOWER AMUR)
75(091)''752''(571.6)  10.18101/978-5-9793-0756-5-88-97
Автором предложено концептуальное изучение петроглифов Нижнего Амура, с точки зрения христианского понимания развития культуры в течение ХIХ–ХХI вв. Новая страница исследований ― смысловое содержание личин, обоснование изображений модели мира. Автор предлагает гипотезу: личины содержат солярную мифологию каменного века. Две личины Сикачи-Аляна № 25:2 и № 82: 2 являются моделью космоса коллективов каменного века. В структуре рисунков присутствует «линия-змея». В этих моделях змей-дракон выступает символом мира. Он породил небо и землю в облике своих детей ― змей. Контакты между земной и небесной сферами имели характер дарообмена: человек жертвовал собой и получал земные блага. Символом человека-жертвы стали древесные стружки. Они сопровождают все ритуалы аборигенов Амура. В орнаментальном искусстве их олицетворяют завитки. Модель мира с драконом и священными завитками сохранилась от каменного века. С позиций культурогенеза аборигены Амура следуют за змеем-искусителем. Они отошли от истинного Создателя мира. В этом, по мнению автора, состоит причина их медленного развития, демографических проблем и состояние вымирания.
The author proposes a conceptual study of petroglyphs Lower Amur, from the perspective of the Christian understanding of culture. Lower Amur petroglyphs studied from ХIХ to ХХI cc. New page research ― semantic content of masks, images justification model of the world. The author proposes a hypothesis: ancient masks reflect solar mythology of the Stone Age. Two images Sikachi-Alan 25 number 2 and number 82: 2 is a model of the cosmos communities of the Stone Age. The structure comprises a line drawing in the form of a snake. Snake symbolized heaven and earth. Space begotten dragon, and his children ― heaven and earth in the form of snakes. Contacts between the terrestrial and celestial spheres had the character of an exchange of gifts: a man sacrificed himself and got the creature comforts. Symbol of human victims have become wood chips. Model of the world and the sacred dragon curls preserved from the Stone Age to the present. Aborigines Cupid follow the serpent-tempter. They moved away from the Creator of the world. This is the cause of their extinction.
петроглифы, Нижний Амур, личины, картина мира, космос, христианство.
Petroglyphs, Lower Amur, masks, Picture of the World, the Cosmos, Christianity.

1. Арутюнов С. А. Об айнских компонентах в формировании японской народности // Советская этнография. ― 1957. ― № 2. ― С. 3–14.

2. Добротворский М.М. Айнско-русский словарь. ― Казань, 1875. ― 582 с.

3. Змий. Змей медный // Библейская энциклопедия: в 2 т. Репринтное издание 1891 г. ― Т. 1. ― М.: NB ― press «Центурион», «АПС». ― 496 с.

4. Иванов Вч. Вс. Дракон // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. ― М.: Советская энциклопедия, 1991. ― Т. 1. А ― К. ― С. 394–395.

5. Крейнович Е. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. ― М.: Наука, 1973. ― 495 с.

6. Кочешков Н. В. Этнические традиции в декоративном искусстве нанайцев // Вестник ДВО РАН. ― 1966. ― № 5. ― С. 107–121.

7. Лапшина З. С. Образ Змея ― Дракона в монументальном жанре древнего искусства Амура // Вестник ТОГУ. ― 2010. ― № 1(16). ― Март. ― С. 267 –272.

8. Лапшина З. С. Орнаменты неолитической керамики Амура как символы солярного культа // Научное обозрение: гуманитарные исследования. ― 2011. ― № 1. ― С. 45–51.

9. Лапшина З. С. Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури. ― Хабаровск: ХГИИК, 2012б. ― 212 с.

10. Лапшина З. С. Ритуальные стружки «инау» в наскальном искусстве Нижнего Приамурья // Научное обозрение: теория и практика. ― № 3. ― 2012 в. ― С. 112–120.

11. Нанайский фольклор: нингман, сохор, тэлунгу. ― Новосибирск: Наука, 1996. ― 478 с.

12. Okladnikov A. Ancient Art of the Amur Region. ― Leningrad: Aurora Art Publichers, 1981. ― 160 p.

Статья