Научные труды

Цэдэнсурэнгийн О.
Формирование лексических навыков студентов в процессе обучения (на примере учителей начальной школы) // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 160-165.
Формирование лексических навыков студентов в процессе обучения (на примере учителей начальной школы)
Formation of students’ lexical skills in the learning process (on the example of primary school teachers)
Процесс языковых изменений в первую очередь затрагивает изменение его структуры, внешней формы, без изменений содержательных основ (семантических отношений). Преобразования лексических единиц связаны с глубинными изменениями внутреннего содержания и внешней структуры. В качестве основных выделяются следующие виды преобразований в языковых единицах: инверсия, деривация, обобщенное преобразование. Эти преобразования различаются в языковых единицах. Например, инвертированные преобразования часто используются на всех уровнях языка. Словообразовательные трансформации используются в уровнях морфем и аллофонов, обобщенные преобразования используются в фразах, предложениях, сложноподчиненных предложениях и текстах. Для улучшения лексических навыков студентов-педагогов в про-цессе обучения необходимо рассматривать языковые изменения в рамках курса Современная монгольская стилистика.
Language transformation means that the surface structure of the narrator’s idea based on the core structure is changed without changing the deep structure (semantic relations) and forms other new versions of the language. Transformations of the language units are related to the deep structure and surface structure. There can be the following transformations in the language unit: inversion, alternation, derivation, generalized transformation. These transformations are different in the language unit. For example, inverted transformations are often used in all levels of the language. Derivational transformations are used in the levels of morphemes and allophones, and generalized transformation is used in the phrases, sentences, compound sentences and contexts. We should do the following to improve primary education teacher’s writing and composition skills through language transformation: Doing transformation practice to improve relationships between the classes entitled Modern Mongolian Stylistics.
Трансформации языковых единиц, альтернация, разветвление, инверсия, генерализация, новая таксономия, системные задания
transformation of language units, alternation, branching inversion generalization, new taxonomy system tasks
1. Аветян.Г., Смысл и значение, Ереван., 1997.с. 396 дам авав.

2. Ахманова.О.С., Словарь лингвистических терминов. М., 1966

3. Джон Лайонз., Введение в теоретическую лингвистику, М., 1978

4. Бархударов.Л.С., Структура простого предложения современного английского языка, М., 1975

5. Лингвистические энциклопедический словарь, М., 2009

6. Рецкер Я.И., Учебные пособые по переводу с английского языка, на русский М., 1981

7. Розенталь.Д.Э., Теленкова.М.А., Словарь-справочник лингвистических терминов., М., 1976

На монгольском языке

1. Базаррагчаа. М. ―Монгол хэлний өгүүлбэр судлал‖, Уб., 2005

2. Баянсан. Ж, Одонтөр. Ш., Хэлшинжлэлийн нэр томьѐоны зүйлчилсэн тайлбар толь, Уб, 2002

3. Гомбосүрэн. Ц., Хэлний философи ба хэл шинжлэлийн (лингвистик) философи, Уб., 2010

4. Дарьхүү. Р, Эрдэнэбаяр Г., Философийн түүх, Уб., 2004

5. Доржжав. Ж., Сэтгэл судлалд өөрөө суралцахуй, Уб., 2005

6. Дэлгэржав. М., Сурган хүмүүжүүлэх сэтгэл судлал, Уб., 2011

7. Жамбалсүрэн. Г., Монгол хэл шинжлэлийн онолын зарим асуудал, Хэлний нэрлэх, мэдээлэх, харилцах дохио, Уб., 1987

8. Лувсанвандан. Ш., ОЦМХ-ний үгэлбэрийн бүтцийг судлах тухай асуудалд, Хэл зохиол. XII боть., Уб., 1977

9. Мягмар. О, Наранцэцэг. Б., Сэтгэл судлал, Уб., 2001

10. Нямсүрэн. С., Хэл хэлэхийн учир, Уб., 1974

11. Өнөрбаян. Ц., Орчин цагийн монгол хэлний үгзүй, Уб., 1998

12. Пүрэв-Очир. Б., Монгол хэлний энгийн ба нийлмэл өгүүлбэрийн хувиргал, Уб., 2006

13. Равдан. Э., Бүтэц хэл шинжлэл., Уб., 2000

14. Ичинхорлоо. Ш., Сургалтын аргазүйн шинэчлэл, Уб., 2009

15. Оюун. Ц., Монгол хэлний дидактик, түүний онол, аргазүй, . Уб., 2005

16. Стееле. Л., Сургалтын агуулгыг бүтээлч сэтгэлгээ хөгжүүлэх замаар хэрэгжүүлэх арга зам, Уб., 1999

References

1. Avetyan.G., Smysl i znachenie, ., 1997.s. 396 dam avav.

2. Ahmanova.O.S., Slovar' lingvisticheskih terminov. M., 1966

3. Dzhon Lajonz., Vvedenie v teoreticheskuyu lingvistiku, M., 1978

4. Barhudarov.L.S., Struktura prostogo predlozheniya sovremennogo anglijskogo yazyka, M., 1975

5. Lingvisticheskie ehnciklopedicheskij slovar', M., 2009

6. Recker YA.I., Uchebnye posobye po perevodu s anglijskogo yazyka, na russkij M., 1981

7. Rozental'.D.EH., Telenkova.M.A., Slovar'-spravochnik lingvisticheskih terminov., M., 1976

Na mongol'skom yazyke

1. Bazarragchaa. M. ―Mongol hehlnij өgүүlbehr sudlal‖, Ub., 2005

2. Bayansan. ZH, Odontөr. SH., Hehlshinzhlehlijn nehr tom'yoony zүjlchilsehn tajlbar tol', Ub, 2002

3. Gombosүrehn. C., Hehlnij filosofi ba hehl shinzhlehlijn (lingvistik) filosofi, Ub., 2010

4. Dar'hүү. R, EHrdehnehbayar G., Filosofijn tүүh, Ub., 2004

5. Dorzhzhav. ZH., Sehtgehl sudlald өөrөө suralcahuj, Ub., 2005

6. Dehlgehrzhav. M., Surgan hүmүүzhүүlehkh sehtgehl sudlal, Ub., 2011

7. ZHambalsүrehn. G., Mongol hehl shinzhlehlijn onolyn zarim asuudal, Hehlnij nehrlehkh, mehdehehlehkh, harilcah dohio, Ub., 1987

8. Luvsanvandan. SH., OCMH-nij үgehlbehrijn bүtcijg sudlah tuhaj asuudald, Hehl zohiol. XII bot'., Ub., 1977

9. Myagmar. O, Narancehcehg. B., Sehtgehl sudlal, Ub., 2001

10. Nyamsүrehn. S., Hehl hehlehkhijn uchir, Ub., 1974

11. Өnөrbayan. C., Orchin cagijn mongol hehlnij үgzүj, Ub., 1998

12. Pүrehv-Ochir. B., Mongol hehlnij ehngijn ba nijlmehl өgүүlbehrijn huvirgal, Ub., 2006

13. Ravdan. EH., Bүtehc hehl shinzhlehl., Ub., 2000

14. Ichinhorloo. SH., Surgaltyn argazүjn shinehchlehl, Ub., 2009

15. Oyuun. C., Mongol hehlnij didaktik, tүүnij onol, argazүj, . Ub., 2005

16. Steele. L., Surgaltyn aguulgyg bүtehehlch sehtgehlgeheh hөgzhүүlehkh zamaar hehrehgzhүүlehkh arga zam, Ub., 1999
Статья