Научные труды

Черных А. А.
Синдром эмоционального профессионального выгорания как проблема образования // ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ: ЦЕННОСТИ, ИДЕИ, ПРАКТИКА: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015 – 01.10.2015, г. Улан-Удэ). Научный редактор: В. В. Башкеева, д-р филол. наук, профессор; М. В. Бадмаева, д-р филос. наук, доцент, - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 181-183.
Синдром эмоционального профессионального выгорания как проблема образования
Syndrome of emotional professional burnout as a problem of education
В данной статье рассмотрены проблемы эмоционального профессионального выгорания (ЭПВ) педагогов на примере ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж», раскрыты особенности проявлений, некоторые причины и последствия данного синдрома. Проведено исследование на предмет наличия такого синдрома у преподавателей колледжа: из 53 человек 3 человека имеют ярко выраженные последствия синдрома ЭПВ, 13 человек имеют высокие показатели, 20 – средние и 27 не имеют признаков ЭПВ. Психологом колледжа была проведена профилактическая работа с преподавательским составом, которая включала ряд тренингов, направленных на предупреждение и коррекцию ЭПВ. Автор отмечает, что, по отзывам преподавателей, тренинги имели положительные результаты и считает целесообразным внести такой вид профилактики ЭПВ в преподавательский состав каждого учебного заведения.
This article examines the problems of emotional professional burnout (EPB) of teachers on the example of Buryat Timber College. Some show up peculiarities as well as some causes and consequences of this syndrome have been discovered. 53 college teachers have been studied: 3 of them have obvious EPB syndrome after-effects, 13 of them have high rates, 20 of them have medium rates, and 27 have no signs of EPB. College psychologist has carried out preventive work with the teaching staff, which included a number of training courses aimed at the prevention and correction of EPB. The author notes that the training had positive results, according to the teachers, and considers it appropriate to use this type of prevention in the teaching staff of each educational institution.
синдром эмоционального профессионального выгорания педагогов, тренинги, профилактика, коррекция, профессиональный стресс, преподаватели, исследование
syndrome of emotional professional burnout of teachers, training, prevention, correction, professional stress, teachers, research.
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – Москва : Издательский дом «Филинъ» , 1996. – 154 с.

2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – Санкт-Петербург : Питер: Питер-принт , 2005. – 336 с.

3. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. / Р.П. Мильруд // Вопросы психологии. – 1987 г. – N6. – с. 47-55.

4. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. / В. Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – №1. – с. 90-101.

5. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий [Текст] / Е. Ю. Райкова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 92-97.

6. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. / Н.А. Самоукина. – Москва : ИТОН , 1997.

References

1. Boyko V. V. Energiya emotsiy v obschenii: vzglyad na sebya I na drugih / V. V. Boyko. – Moskva : Izdatelskiy dom «Filin» , 1996. – 154 s.

2. Vodopianova N. E. Sindrom vigoraniya. Diagnostika I profilaktika / N. E. Vodopianova, E. S. Starchenkova. – Sankt-Peterburg : Piter: Piter-print , 2005. – 336 s.

3. Milrud R.P. Formirovanie emotsionalnoy regulyatsii povedeniya uchitelya. / R.P. Milrud // Voprosyi psihologii. – 1987 g. – N6. – s. 47-55.

4. Orel V. E. Fenomen «vyigoraniya» v zarubezhnoy psihologii: empiricheskie issledovaniya I perspektivyi. / V. E. Orel // Psihologicheskiy zhurnal. – 2001. – #1. – s. 90-101.

5. Raykova E. Yu. Terapiya I profilaktika professionalnogo vyigoraniya u predstaviteley pomogayuschih professiy [Tekst] / E. Yu. Raykova // Molodoy uchenyiy. — 2011. — #5. T.2. — S. 92-97.

6. Samoukina N.A. Prakticheskiy psiholog v shkole: lektsii, konsultatsii, treningi. / N.A. Samoukina. – Moskva : ITON , 1997.
Статья