Научные труды

Агеева Е. А.
Старообрядцы в мусульманском окружении: опыт взаимодействия // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 20-26.
Старообрядцы в мусульманском окружении: опыт взаимодействия
Old Believers in Muslim environment: intercommunication experience
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-01-00033 «Культурные особенности этнолокальных групп русских в исторической ретроспективе и на современном этапе»
281.93-3+297  10.18101/978-5-9793-0771-8-20-26
Статья посвящена отношениям старообрядцев с мусульманскими соседями, жившими рядом на протяжении веков на юге России, который стал одним из самых ранних направлений бегства последователей «старой веры» из центра страны. Рассматриваются взгляды учёных на ислам и повседневную практику взаимодействия старообрядцев на Кавказе, в Турции и Узбекистане.
Особое внимание уделено рассмотрению процессов «культурной оседлости» и своеобразной интеграции, к «чужой» культуре при неизменном сохранении прежней культурной идентичности.
The article is dedicated to relationship of Old Believers with their Muslim neighbors who have lived for centuries at the Russian South, where the followers of old faith migrated at first from the central part of the country. Scientific views on Islam and everyday practice of intercommunication of Old Believers at Caucus, Turkey, Uzbekistan are studied.
Special attention is given to examining the processes of “cultural sedentism” and integration to foreign culture while preserving cultural identity.
старообрядчество, ислам, традиция, этнолокальная конфессиональная группа, культурная идентичность.
Old Believers, Islam, tradition, ethno-local confessional group, cultural identity
1. Агеева Е. А. Данилко Е. С. Старообрядцы-уральцы Каракалпакии как локальная этноконфессиональная группа. Истоки // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы XI Междунар. науч. конфе. – М., 2014. Т. 1. – С. 133-146.

2. Агеева Е. А. Иов (Зрянин Иван Андреевич) // Православная энциклопедия. Т. XXV. – М., 2010. – С. 306.

3. Агеева Е. А., Денисов Н. Г. Новые факты истории // Музыкальная академия. – 2002. – № 3. – С. 53-57.

4. Архимандрит Иоанникий (фамилия в миру Галятовский или Голятовский ок. 1620, Волынь – 2 (12) января 1688, Чернигов) – православный церковный и общественно-политический деятель Речи Посполитой XVII века. Писатель, представитель русской схоластической проповеди, автор сборников проповедей и рассказов «Ключ разумения…» (1659 и 1660, Киев; 1663 и 1665, Львов), «Наука албо способ зложеня казаня» (1659). «Небо нове» (1665, 1677, 1699), «Скарбниця потребная» (1676) и прочих.

5. Великая Н. Н. Казаки Восточного Предкавказья в ХVIII-ХIХ вв. Армавир,2001 г. Электронный ресурс. Код доступа: http://donklass.com/arhiv/histdisk/cossackdom/cossackdom/ book/bookkazak.html

6. Генко А. Н. Арабская карта Чечни эпохи Шамиля // Институт востоковедения АН СССР, Записки. Т. 2(1). – М. ; Л., 1933. – С. 28-29.

7. Латонов А. Станица Кавказская Кубанского казачьего войска // Кубанский сборник. Т. IV. 1898. – Екатеринодар, 1897. – С. 1-28 12-го счета.

8. Левченко-Комисаренко Т. Л., Пидгайко В. Г. Иоанникий (Галятовский), архим. // Православная энциклопедия. Т. XXV. – М., 2010. – С. 96.

9. Медведева В. Н. Казаки-некрасовцы: на перекрестке культур // Музыкальная академия. – 2002. – № 3. – С. 45-50.

10. Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины // Собр. соч.: в 8 т. – М., 1976. С. 310-314.

11. Павел, архимандрит. Краткое путешествие во св. град Иерусалим и прочие св. места. – М., 1884. – С. 102.

12. Полевой дневник Е. А. Агеевой 1987 г. Станица Новокумская.

13. Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. Вып. 2. – М., 1869. – С. 227–228.

14. Сборник находится в частной коллекции. Сочинение «Лебедь», действительно, пользовалось популярностью. Известны, например, списки, выполненные вскоре после издания, см.: РГБ. Ф. 299 №391. Иоанникия Голятовского. Лебедь с перием своим... [рукопись]: перевод с польского: [с изд. 1679 г. в Новгород-Северском] [Б.м.] , 1683 – 167+ 3 чистых лл.; 4˚ (16,0 х 10,0) см – Перед текстом "Лебедя" – "О турках, откуду произведоша и о проклятом лжеучителе их Магомете, откуду сей лстец и како поживе...". (Нач.: "Турцыя или Трацыя глаголется...") и "О воинстве и пошествии войною турецкаго царя и о злобе его ко християнскому роду..." (л. 20 – "От повествования Александра Гвагнина. Преведеся лета 7190 месяца марта".

15. Сборник старообрядческий, рукопись 1720-х гг., 8. Л. 498.

16. Сень Д. В. Казаки-некрасовцы на Кубани в начале ХVIII в.: начало эмиграции // Клио: журнал для ученых. – СПб., 1999. №2(8). – С. 198.

17. Сень Д. В. Казаки-старообрядцы на Северном Кавказе: от первых ватаг к ханскому казачьему войску // Липоване. Вып. II. Одесса, 2005. – С. 11-13.

18. Сень Д. В. Отношения булавинцев с Крымским ханством и кубанскими казаками. XVII-XVIII вв. / Электронный ресурс. Код доступа: Донская Зимовая станица.

Статья