Научные труды

Татаринцева М. П.
Старообрядцы Тувы: ретроспектива и современный этап // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 137-143.
Старообрядцы Тувы: ретроспектива и современный этап
Old Believers of Tuva: retrospective review and contemporary stage
281.93-3(571.52)  10.18101/978-5-9793-0771-8-137-143
Старообрядцы в Туве – привычное явление, они первыми в конце XIX в. начали переселяться на постоянное жительство в неведомые ранее для русского человека земли Урянхая в поисках свободных земель и независимости от светских и церковных властей. Трудолюбивые и предприимчивые, они сумели адаптироваться к новым условиям, наладить отношения с местными властями, поселиться компактно в созданных ими же деревнях и поселках, завести крепкие самодостаточные крестьянские хозяйства. Несмотря на удаленность от метрополии и полунатуральное хозяйство, стремление к изоляции от «мира», им удалось сохранить старую веру и воспитать в ней последующие поколения, преодолеть разногласия между отдельными толками, консолидироваться и выжить в условиях агрессивной атеистической политики государства в советское время. Именно благодаря «закрытости» староверов в их культуре – бытовой и духовной – сохранились архаичные, реликтовые черты традиционной русской культуры и быта.
Old Believers in Tuva is a common phenomenon. They were the pioneers at the end of the XIX century seeking for a permanent residence in Uriankhai region which had been completely unknown to Russian people, searching for free land and independence from secular and ecclesiastical authorities. Hardworking and enterprising, they were able to adapt to new conditions, to establish relations with local authorities, settle compactly in villages and towns founded by them, were able to start up strong self-sufficient farms. Despite the distance from the metropole and semisubsistence economy, aspiration to isolation from «the world», they managed to preserve the old faith and educate next generations align with it, overcome divisions in denominations, consolidate and survive under aggressive atheist state policy in the Soviet era. Due to «closed nature» of Old Believers culture, household and religious, archaic relic features of traditional Russian culture and life has been preserved.
переселение в поисках Беловодья, хозяйственная самодостаточность, крепость старой веры, противостояние натиску атеизма, сохранение старорусской культуры.
migration in search of Belovodye, economic self-sufficiency, strength of old faith, opposition to onslaught of atheism, preservation of old Russian culture.
1. ЦГА. Ф. 123. Оп. 2, ед. хр. 70. Л. 13-14.

2. Там же. Оп. 5. Д. 4. Л. 29-30.

3. Маслов П. Конец Урянхая. – М., 1933. Гл. 6.

4. Научный архив ТИГИ. Т. 714.

5. Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. – М., 1984. Гл. 1.

6. Научный архив ТИГИ. Т. 982. тетр. 17. С. 87.

7. Об отце Палладии см: Покровский Н. Н. Путешествие за редкими книгами. - М., 1984. Гл. 1; Татаринцева М. П. Верхнеенисейский пустынник (устные и письменные источники об о. Палладии) // Культура как ресурс социально-экономического развития. – Улан-Удэ, 2010. – С. 376-385.

8. Полевые материалы автора.

Статья