Научные труды

Козина О. М.
История и динамика развития старообрядческих (семейских) говоров Бурятии // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 201-210.
История и динамика развития старообрядческих (семейских) говоров Бурятии
History and dynamics of Old Believers’ dialects development in Republic of Buryatia
81'27(571.54)  10.18101/978-5-9793-0771-8-201-210
В статье приведены результаты исследования трех старообрядческих (семейских) говоров Бурятии, лингвистическое своеобразие которых определилось, с одной стороны, воздействием инодиалектного (сибирского) и иноязычного окружения автохтонов края, а с другой, относительной – бытовой и религиозной – изолированностью старообрядческого населения в прошлом, позволившей говорам сохранить архаичные черты материнской основы. В статье приводится краткая история заселения этих сел, характеристика демографической и этнокультурной ситуации, поскольку диалектные особенности говоров в районах, населенных старообрядцами, обусловлены лингвогео-графическими факторами (синхронный срез) и старообрядческой историей данного региона (диахронный план). В результате исследования осуществлен многоуровневый анализ этих говоров в сравнении с окружающими сибирскими говорами (в том числе и иноязычными – бурятскими) и говорами, отраженными в Диалектологическом атласе русского языка (ДАРЯ). Исследована специфика организации и функционирования говоров, динамика их развития, степень сохранности и тенденция изменения, выдвинуты новые положения в решении проблемы типологии и генезиса. Компьютерная обработка данных, элементы теории вероятностей и математической статистики, применяемые для анализа материала, позволили автору уточнить их историю.
The article presents the results of research on three Old Believers’ dialects met on the territory of the Republic of Buryatia. On the one hand their linguistic singularity was determined by the influence of another dialect (Siberian) and native people of the area who speak other language, and on the other hand by the Old Believers’ insularity, household and religious, that helped to conserve archaic features of the motherese. The article provides brief history of given settlements, describes demographic and ethnocultural environment since dialect peculiarities of areas were Old Believers has settled are conditioned by linguistic and geographical factors (synchronic level) and by the Old Believers’ history at the area (diachronic level). The research resulted in multilevel analysis of presented dialects in comparison with the nearest Siberian ones (including the buryat dialect) and with the dialects given in the Dialect Atlas of the Russian Language. Particular characteristics of structure and functioning of the dialects were analyzed as well as dynamics of their development, level of integrity and change tendency. New ideas in genesis and typology issue were suggested. Electronic data processing, elements of theory of probability and mathematic statistics enabled the author to redefine the history of the dialects.
старообрядческие (семейские) говоры Бурятии, синхронный срез, диахронный план, многоуровневый анализ, история, динамика развития, степень сохранности, тенденции изменения, диалектный тип, генезис.
Old Believers’ dialects of Buryatia, synchronic level, diachronic level, multilevel analysis, history, dynamics of development, level of integrity, change tendency, dialectic type, genesis

1. Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. – М.: Наука, 1970. – 124 с.

2. Дырхеева Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и и перспективы развития. – Улан-Удэ, 2002.

3. Палас П. С. Путешествие по разным провинциям российского государства. Ч. 3, половины 1 и 2. – СПб., 1788.

4. Пшеничнова Н. Н. Лингвистическая география (по материалам русских говоров). – М.: ИЦ «Азбуковник», 2008. – 220 с.

5. Селищев А. М. Диалектологический очерк Сибири. – Иркутск, 1921.

6. Козина О. М. Этноним «семейские» как результат продуктивной словообразовательной модели диалекта // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы VII Междунар. науч. конф. (Чита, ЗабГУ, 5-6 декабря 2014 г.). – Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014. – С.193-195.

7. Козина О. М. Бурятские заимствования в старообрядческих диалектах Забайкалья как результат социальной адаптации русских // Россия-Монголия: 100 лет дипломатического сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2013. – С. 103-108.

8. Никитина С. Е. «Народная филология» в старообрядческой культуре // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. – Новосибирск, 1992.

9. Покровский Н. Н. Организация учета старообрядцев в Сибири в ХVIII веке // Русское население Поморья и Сибири (период феодализма). – М., 1973.

10. Пшеничнова Н. Н. О некоторых трудных вопросах структурно-типологической классификации русских говоров // Аванесовский сборник: к 100-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР Р. И. Аванесова. – М., 2002а.

11. Пшеничнова Н. Н. Дискретность и континуальность русского диалектного пространства // Исследования по славянской диалектологии. Восточнославянская диалектология, лингвогеография и славянский контекст. – М., 2002б.

12. Сморгунова Е. М. Старообрядцы Верхней Язьвы: особая языковая ситуация // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. – Новосибирск, 1992.



Статья