Научные труды

Жамбалын Ц.
ВИДНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЖАМСРАН ЦЭВЭЭН — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛИДЕР МОНГОЛИИ // Монголоведение в современном мире: опыт исследований, перспективы развития: материалы международной научной конференции «Улымжиевские чтения — X» ( – , Улан-Удэ). Научный редактор: О. Н. Полянская, Рецензент: Л. Б. Жабаева, д-р ист. наук, профессор Восточно-Сибирский госуниверситет технологий и управления (Россия, Улан-Удэ), Х. Краевска, д-р гум. наук, директор Архива Польской академии наук (Польша, Варшава), А. Д. Цыбиктаров, д-р ист. наук, доцент Бурятского госуниверситета (Россия, Улан-Удэ), - Улан-Удэ: Издательство Бурятский государственный университет, 2019. - С. 190-196.
ВИДНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЖАМСРАН ЦЭВЭЭН — ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛИДЕР МОНГОЛИИ
94(517.3)(092)  10.18101/978-5-9793-1431-0-190-196
Жамсрангийн Цэвээн (Цыбен Жамцарано) — авторитетный ученый, общественный и государственный деятель, ставший символом патриотизма и национального созна- ния, оказавший существенное влияние на интеллектуальную жизнь монгольского народа и новой Монголии ХХ в. Он — личность, которая посвятила свой ум и душу Монголии. Сделал значительный вклад в развитие Монголии как самостоятельного государства, уделив особое внимание образованию монгольской молодежи, сохра- нению истрического и культурного наследия монголов. Поэтому его справедливо называют интеллектуальным отцом Монголии начала XX в. На наш взгляд, его дея- тельность еще недостаточно полно освещена в исторической литературе. На основе материалов архивохранилищ Монголии, таких как Центральный государственный ис- торический архив Монголии, Военно-исторический архив Монголии, архивы Иссле- довательского института истории Академии наук Монголии, Института тибетологии, буддологии и монголоведения СО РАН (Россия), Института восточных рукописей РАН (России), автор статьи анализирует разные аспекты деятельности Жамсрангийн Цэвэ- эна, акцентируя внимание на значение его работы для Монголии времен Богдо-хана, автономного периода и Народной революции.
Jamsrangiin Tseveen (Tsyben Jamsarano) is a competent scientist, public figure and statesman who has become the symbol of patriotism and national conscious, having a significant impact on the intellectual life of Mongolians new Mongolia in the twentieth century. He is an individual, who has dedicated his mind and soul to Mongolia. Он — лич- ностью, которая посвятила свой ум и душу Монголии. He made a significant contribution to development of Mongolia which is an independent state, paying special attention to еducation of Mongolian youth and preservation of historical and cultural heritage of the Mongols. Therefore he is rightly called as an intellectual leader of Mongolia at the beginning of the 20-th century. In our opinion, his activities are not fully covered in historical literature yet based on materials of Mongolia's archives such as Central State Historical Archive, Military Historical Archive, Research Institute of History, the Academy of Sciences (Mongolia), and Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetian Studies of the Siberian Branch of the RAS (Russia), Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences. The author of the article analyzes various aspects of the activities of Jamsrangiin Tseveen focusing on importance of his work for Mongolia during the time of Bogd Khan-a, autonomous period and People’s revolution.
Жамсран Цэвээн (Цыбен Жамцарано); Монголия XX в.; монгольские народы.
Jamsran Tseveen (Tsyben Jamsarano), Mongolia of the 20-th century, Mongolian people
Дамдинсурэн Ц. Воспоминания и размышления // Цог. 1988. № 6. С. 19–41.

Жамсрангийн Цэвээн. Туувэр зохиолууд. Улаанбаатар, 1997. Т. 1. С. 36.

Описание личного архива Ц. Ж. Жамцарано / авт.-сост. Ц. П. Ванчикова, М. В. Аюшеева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. 97 с.

Полянская О. Н. Монголоведные направления в исследованиях Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Вестник Бурятского госуниверситета. 2013. Вып. 7. История. С. 123–130.

Полянская О. Н. Сотрудничество В. Л. Котвича и Ц. Ж. Жамцарано в изучении монгольских народов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2016. № 3. С. 77–87.

Статья