Научные труды

Быкова Е. В.
Проблемы атрибуции старообрядческой иконы (из частных и музейных коллекций Кировской области) // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 282-290.
Проблемы атрибуции старообрядческой иконы (из частных и музейных коллекций Кировской области)
The problem of attribution of Old Believers’ icons (from private and Museum collections of Kirov region)
Работа выполнена при финансировании РГНФ по гранту 14-04-00062
755(470.342)  10.18101/978-5-9793-0771-8-282-290
Выявление из общего числа икон XVIII–ХX вв. и атрибуция, т. е. определение принадлежности произведения искусства конкретному историческому периоду, стилю, направлению, мастерской или мастеру, его создавшему (времени и месту создания), является задачей очень сложной, требующей немалого опыта, непосредственного общения с материалом и знания специфики и иконографии различных старообрядческих согласий и толков. При методике исследования старообрядческой иконы используют несколько видов анализа: изучение условий бытования иконы включает в себя архивные (документальные и литературные) и этнографические исследования; полевой материал позволяет достаточно полно восстановить комплекс обрядов жизненного цикла и использование иконы в обрядовых действиях у старообрядцев в конце XIX–ХХ вв., что определяет их современное состояние и направления возможных трансформаций; выявление иконографии; классификация и систематизация технологии изготовления иконы. Усвоение иконографии в среде «ревнителей древлего благочестия» происходило через призму представлений, сформировавшихся на основе богословских, литературных и изобразительных источников.
The identification of total number of icons of the XVIII-XX centuries and attribution, the identification of works of art of a particular historical period, style, trend, workshop or craftsman who created it (time and place of creation), is a very complex task, requiring considerable experience, direct communication with the material and knowledge of the specifics and the iconography of various Old Believers’ denominations. Several types of analysis is used during icon examination: the study on storage conditions includes an archive research (documentary and literary) and ethnographic research; field data helps to sufficiently restore the complex rituals of the life cycle and icon usage character in the ritual actions of Old Believers in the late XIX-XX centuries, which determines their current status and the direction of possible transformations; identifying iconography; icon classification and systematization of manufacturing technology. The absorption of iconography among Old Believers went through prism of beliefs formed on the basis of theological, literary and visual sources.
традиционное искусство, старообрядчество, старообрядческая икона, иконография, атрибуция, подписные иконы, лубок, рукописные книги.
traditional art, Оld Believers, icon-painting, Old Believers’ icons, iconography, attribution, icons with signature, woodcut, hand-written books.

1. Фролов Г. Е. Св. Отцы о иконопочитании // Родная старина. 1928. № 5-6.

2. Мельников А. П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917). – Нижний Новгород, 1993. С. 107.

3. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1872. № 516. Т. 2. С. 163-164; № 625. С. 294-295.

4. Вознесенский А. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): материалы к словарю. – Екатеринбург, 1996.



Статья