Научные труды

Есипова В. А.
Постановления соборов старообрядцев-часовенных в составе крестьянской библиотеки (по материалам ОРКП НБ ТГУ) // СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СВЯЗИ: Материалы VI Международной научно-практической конференции (07.08.2015 – 08.08.2015, Улан-Удэ). Научный редактор: А. П. Майоров, д-р филол. наук, Ответственный редактор: С. В. Васильева, д-р ист. наук, - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2021. - С. 311-314.
Постановления соборов старообрядцев-часовенных в составе крестьянской библиотеки (по материалам ОРКП НБ ТГУ)
Old Believers (chasovenniy) assembly resolutions in the collection of the peasant library (based on the materials of Scientific Library of Tomsk State University)
271:930(571.16)  10.18101/978-5-9793-0771-8-311-314
В статье проанализированы рукописи из библиотеки старообрядца часовенного согласия Луки Яковлевича Дубовика, хранящиеся в фондах Научной библиотеки Томского государственного университета. Три из четырех рукописей представляют собой тексты утилитарного характера, необходимые для совершения различных треб. Автор детально рассматривает содержание четвертой рукописи собрания – выписок из постановлений Екатеринбургского (1887), Рамыльского (1897) и Бийского (1902) соборов старообрядцев-часовенных. При сопоставлении с опубликованными текстами постановлений этих соборов выявлены существенные отличия. Автор приходит к выводу, что писца интересовали не дискуссии, а лишь практическое применение текстов.
The article analyses the manuscripts from the library of the chasovenniy denomination Old Believer – Dubovik Luka Yakovlevich, that are stored in the funds of the Scientific Library of Tomsk State University. Three from four manuscripts have the form of utilitarian texts necessary for different needs. The author studies in details the forth manuscript – record extracts from Yekaterinburg (1887), Ramyl (1897) and Byisk (1902) assemblies of “Chasovenniy” Old Believers. During manuscript comparison the author re-veals the significant differences with printed texts. The author comes to the conclusion that the writer was more concerned with practical use of the texts rather than the content of discussion.
археография, книжная культура, старообрядчество, согласия, часовенные, старообрядческие соборы, старообрядческие библиотеки, рукописная традиция, Томская область.
archeography, book culture, Old Belief, denominations, chasovenniye, Old Believers assemblies, Old Believers libraries, handwriting tradition, Tomsk region.
1. Покровский Н. Н. Соборные постановления старообрядцев-часовенных востока России XVIII-XX вв. как исторический источник // Сибирская заимка. URL: http://zaimka.ru/religion/ pokrov_rost.shtml (дата обращения 29.05.2015 г.).

2. Духовная литература староверов востока России. XVIII-XX вв. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 799 с.

3. ОРКП НБ ТГУ. В-16.754.

4. Лаборатория археографических исследований УрФУ. Описи фондов. Талицкое (XI) собрание. URL: http://hist.igni.urfu.ru/lai/inventory.files/man11.html (дата обращения: 29.05.2015 г.).

5. ОРКП НБ ТГУ. В-16.755.

6. ОРКП НБ ТГУ. В-16.753.

7. ОРКП НБ ТГУ. В-6317.

8. Петровский С. В. Сердце человеческое. Опыт изображения духовно-нравственного состояния людей грешных и праведных. Сост. прот. Сергей Петровский. Одесса, изд. И. Фесенко, 1913. Воспроизведение: URL: http://www.russian-inok.org/books/serdce.html (дата обращения: 22.03.2013 г.).

Статья