Концепция воспитательной деятельности в БГУ

Общие положения

1.1 Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности БГУ

Новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования, расширения международных связей в логике Болонского процесса, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к воспитанию будущего специалиста. Уровень воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью университета в формировании нового поколения молодых специалистов, определении их жизненных целей и задач в новых условиях развития государства и мирового сообщества.

Профессиональное образование, во всем мире являясь одной из стратегически важных сфер человеческой деятельности, способно решить ряд противоречий между современными тенденциями к сближению, унификации и стандартизации образа жизни и опасностью потери уникальности каждого человека, его собственной культуры, этнонациональных традиций и корней; обострением соперничества, конкуренции среди людей в достижении жизненного успеха и стремлением общества к соблюдению норм справедливости и социального равенства; постоянно увеличивающимся объемом информации и возможностями отдельного человека в ее усвоении.

Компетентностный подход к созданию модели специалиста, позволяет определить тот набор требований, которым он должен отвечать. Современный специалист должен уметь брать на себя ответственность; участвовать в развитии демократических институтов общества; регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения; быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций; постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий; иметь желание учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества.

Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.

Воспитание студенческой молодежи в вузе направлено на преодоление ряда проблем социально-культурной среды, связанных с имущественным расслоением студенчества, падением нравов, ростом недисциплинированности, проявлением агрессивности и жестокости по отношению к сверстникам, позитивным отношением к наркомании, половой распущенности, алкоголизму и табакокурению.

Бурятский государственный университет сегодня представляет ведущее научное заведение в состав которого входят 13 факультетов, 2 института, 80 кафедр, многочисленные разветвленные структурные подразделения. В БГУ воспитательной работой занимаются профессорско-преподавательский состав, ректорат, деканаты, кафедры, кураторы студенческих групп, управление по работе со студентами, профсоюзный комитет, студенческое самоуправление, студенческий клуб, газета «БГУ», Совет Ветеранов ВОВ и труда и др.

Таким образом, понимание важности воспитания студенческой молодежи потребовало разработки научно обоснованной Концепции воспитательной деятельности БГУ.

Концепция разработана в соответствии со следующими документами:

Закон РФ «Об образовании» в редакции 2004 года (ст.2 и 14); Закон «О высшем и послевузовском образовании» (ст.8, 15, 16, 20);

Типовое положение о вузе (п.ЗЗ);

Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998-2000годы)»;

Приказы МО РФ № 3351 от 12.10.2001 «Об итогах Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах»; № 3216 от 5.09.2002 года;

«Об утверждении примерного положения о студенческом отряде»; № 762 от 4.03.03

«О всероссийском конкурсе моделей организации студенческого самоуправления»

Рекомендаций МО РФ от 20.03.2002 года «По организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования» и др.

1.2 Методологическая основа концепции, цели и задачи воспитательной деятельности

С методологической точки зрения, воспитательная деятельность в университете рассматривается как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной, культурно - досуговой, спортивно-оздоровительной и другой деятельности, определяемой потребностями и интересами, способствующими развитию личных и профессиональных качеств студентов.

Методологическим основанием для разработки концепции воспитательной деятельности БГУ являются:

  • фундаментализация образования на основе создания универсальной модели гармоничного мира, органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих, обеспечивающих стройную систему мира и человека;
  • глобализация, проявляющаяся в высоком динамизме изменений во всех областях общественной жизни и ведущая к смене приоритетов и культурных ценностей, совершенствованию процессов информатизации образования и внедрению новых информационных технологий;
  • системная целостность воспитания, рассматривающая воспитательную деятельность как инструмент реализации воспитательной политики вуза. В данном контексте «системный» подразумевает университет как элемент государственной системы работы с молодежью. Системный подход к организации воспитательной деятельности в вузе есть целенаправленный, систематичный и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных подразделений университета по гармоничному развитию личности, созданию воспитательного пространства, системы педагогического обеспечения индивидуального становления будущего специалиста.

Целью воспитательной деятельности в БГУ является формирование, развитие и становление личности студента, будущего специалиста, сочетающий в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.

Основными задачами воспитательной работы со студентами являются:

  • всемерное развитие и сохранение лучших традиций БГУ, российского студенчества в целом, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности выбранной профессии,
  • сознательного отношения к учебному труду, потребности и умений трудиться;
  • создание условий для самореализации, самодеятельности, саморазвития студентов;
  • формирование условий для гражданского становления и патриотического сознания студентов, культуры межличностных и межнациональных отношений, толерантности, умения работать в коллективе, потребности и навыки в здоровом образе жизни;
  • повышение ответственности органов студенческого самоуправления и уровней их реального вклада в непрерывный воспитательный процесс.

Достижению этих задач должна способствовать созданная в БГУ особая атмосфера духовности, как важнейшего фактора формирования профессиональной направленности личности студента, развития его профессиональных умений и навыков, увлеченности профессией, стремления к саморазвитию и самореализации.

1.3. Принципы воспитательной деятельности

1. Принцип целенаправленности. Вся воспитательная и учебная работа должна быть подчинена решению общей цели воспитания. Для этого необходимо планировать учебно-воспитательную работу на основе формирования у студентов идеала

(индивидуальной цели), соответствующего общей цели; определить место каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; осуществлять подготовку и проведение каждого мероприятия на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

2. Принцип гуманизации воспитательного процесса. Правила его осуществления: защищенность и эмоциональная комфортность студентов в педагогическом взаимодействии: признание прав студента и уважение к нему в сочетании в разумной требовательностью; опора на положительные качества студента: создание ситуации успеха, отношение к личности студента, как самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной.

3. Принцип демократизации: Предоставление студентам определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Правила его осуществления: индивидуально-ориентированный характер воспитательного процесса; организация его с учетом национальных особенностей студентов; введение самоуправления студентов в организации их жизнедеятельности; взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и студентов.

4. Принцип культуросообразности. Организация воспитания на основе общечеловеческих ценностей, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям и толерантности; внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций, религий, образу жизни, наличие плюрализма мнений и подходов для решения проблем, не выходящих за нормативные требования законов общества.

5. Принцип эффективности социального взаимодействия. Организация воспитания в коллективах различного типа позволяет студентам расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации и в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации;

6. Принцип субъектного контроля. Формирование у студентов способности субъективного контроля на интеральнальном уровне, когда все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека, этот уровень является показателем обращенности к себе - главному действующему лицу, субъекту собственной жизни;

7. Принцип вариативности. Использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью.

2. Основные направления содержания и организации воспитательной деятельности

2.1 Профессионально-творческое и трудовое воспитание

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника университета важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, связанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики. Большую роль в данном направлении деятельности играет организация деятельности студенческого самоуправления, института кураторов, взаимодействие с общественными студенческими организациями, студуправлениями вузов.

Профессионально-трудовое воспитание предполагает решение таких задач, как:

  • формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • формирование социальной и коммуникативной компетенции студентов средствами всех учебных дисциплин.
  • формирование конкурентноспособного специалиста на рынке труда;
  • приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
  • формирование творческого подхода, к самосовершенствованию в избранной специальности;
  • создание условий для творческой и профессиональной самореализации и др.

Организация деятельности в данном направлении разнообразна. Это и организация информационной помощи в получении дополнительного образования, традиционных встреч первокурсников с ректоратом. Разработка грантов под студенческие творческие проекты «Студенческая инициатива» позволяет решать задачи интеллектуального и творческого развития студентов, выработки нестандартных творческих подходов к решению стратегических задач с использованием компьютерных игр, формирование духа здоровой конкуренции в сфере творческих достижений. Создание студенческой социально-психологической службы, позволяет обеспечить психологическое сопровождение профессионального становления студентов. Разработка рейтинга факультетов, групп, специальностей с учетом вышеизложенных составляющих.

В результате профессионально-трудового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.

2.2 Гражданско-патриотическое воспитание

К числу показателей формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества социально-ценных качеств личности: любовь к родной земле, Родине, высокая нравственность в семье и в обществе, политическая культура и ответственность за будущее страны, доброта, коллективизм, упорство в достижении цели, готовность к сочувствию и сопереживанию, высокая нравственность, чувство собственного достоинства, справедливость.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи являются проявления гражданственности, толерантности и терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм общественного поведения.

Патриотическое воспитание студентов является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания и направлено на формирование и развитие личности, мировоззрения и системы базовых фундаментальных ценностей - гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстроменяющемуся миру, российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у студентов как мотивов их деятельности.

Воспитание патриотизма предполагает любовь к Родине, заботу о ее интересах, готовность защищать ее от врагов, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия таких специфических морально-психологических качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, желание жить, учиться и работать не только ради своих интересов, но и ради процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества. Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным воспитанием, так как Россия была и остается многонациональным государством.

Гражданско-патриотическое воспитание студентов БГУ предполагают решение следующих задач:

  • формирование современного научного мировоззрения;
  • формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
  • формирование лучших черт национального характера представителей народов России;
  • воспитание личной ответственности за содержание жизнедеятельности студенчества в университете, активное участие в системе студенческого самоуправления и соуправления, укрепление и развитие традиций университета и др.;
  • формирование правосознания студентов, готовности каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания студента является патриотическое отношение к Бурятскому государственному университету.

Патриотизм проявляется в создании новых и поддержании старых традиций университета; проведении встреч студентов с выпускниками разных лет; создании электронного сборника « Лучшие выпускники БГУ», который содержит информацию об отличниках, победителях и дипломантах студенческих конкурсов и олимпиад (такой справочник может войти в сборник «Золотой фонд Республики Бурятия»); разработке вузовской символики с целью формирования университетского патриотизма; оформлении ежегодного стенда «Именные стипендиаты»; создании клуба корпоративной ответственности за будущее университета; введении летописей факультетов, кафедр, других подразделений университета в учебный процесс; торжественном проведении праздников, вечеров, посвященных государственным датам; Дня знаний, с посвящением в студенты первокурсников, выпускных актов студентов; обеспечении свободного обмена информацией через выпуск газеты БГУ, информационных листов, студенческих альманахов фестивалей; формировании у студентов чувства ответственности за сохранение помещений и оборудования, санитарное состояние и чистоту в учебных корпусах, местах общественного пользования, на территории университета; укреплении учебной, трудовой и исполнительской дисциплины; обеспечении неукоснительного и своевременного выполнения Устава университета, приказов, распоряжений и плановых заданий и др.

2.3. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание студентов является неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности и пронизывает все ее направления. Задачи нравственного воспитания студентов заключаются в формировании уважительного отношения к общественному долгу, нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных отношений, активной гражданской позиции, здорового нравственно-психологического климата в коллективе, к здоровому образу жизни.

Определяющей в методологическом плане нравственного воспитания студентов является борьба с пьянством, курением, наркотиками - это борьба за жизнь, поэтому начинать следует с проблем, от решения которых зависит сохранение жизни, поддержание социальной стабильности и устойчивое в культурном отношении развитие личности и общества.

Немаловажное значение уделяется разработке плана мероприятий по укреплению и поддержке молодых семей. Необходимо проведение локальных социологических исследований с целью выявления уровня компетентности студентов и их потребностей в знаниях по основам семейных отношений. Разработка и распространение среди молодых супругов листка для семейного чтения «Традиции семейного воспитания». Укрепление традиции вручения благодарственных писем родителям отличников учебы, активистов.

Первостепенная задача эстетического воспитания студентов состоит в приобщении студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям, развитии эстетического вкуса, привлечении к активной культурной деятельности, что осуществляется через:

  • развитую гуманитарную сферу - библиотеку, кафедры социально-гуманитарного цикла, учебные кабинеты, выставки и т.п.;
  • посещение музеев, выставок, театров для студентов, проживающих в общежитии;
  • проведение фестивалей: «Первый снег», «Студенческая весна» и др.;
  • создание творческих объединений студентов: молодых поэтов, художников, бардов и исполнителей студенческой песни;
  • привлечение студентов к участию в фестивалях, КВН и других объединениях художественной самодеятельности;
  • организацию выставок произведений творчества студентов, фотовыставок, выставок книг;
  • проведение дискотек, вечеров юмора;
  • подключение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, общежитий, территории, к созданию эстетического внешнего облика университета, проведение конкурсов на лучший дизайн-проект отдельных помещений университета, кабинетов, аудиторий.

2.4. Спортивно-оздоровительное воспитание

Спортивно-оздоровительное направление имеет важное значение для становления молодого специалиста. Здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой физического воспитания в университете. Данное направление подразумевает совокупность мер направленных на:

  • усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;
  • развитие физической культуры будущего специалиста как важного фактора его гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и развитию;
  • популяризацию спорта, совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.
  • формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

Задача физического воспитания студентов - формирование здорового образа жизни, улучшение и укрепление физического и нравственного здоровья, совершенствование спортивного мастерства через:

  • деятельность Спортклуба БГУ, организующего всю внутреннюю спортивно-оздоровительную работу и выступления сборных команд университета,
  • привлечение студентов к активным занятиям в спортивных секциях;
  • проведение общеуниверситетских, межфакультетских спартакиад, соревнований по различным видам спорта;
  • дальнейшее развитие спортивной базы;
  • участие студентов в межвузовских спортивных, туристических и других оздоровительных мероприятиях;
  • проведение спартакиад на факультетах и в университете;
  • проведение встреч со знаменитыми спортсменами; проведение цикла лекций, посвященных борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией;

Таким образом, в результате реализации названных направлений воспитательной работы у студентов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские, волевые и физические качества, нравственно-психологическая и физическая готовность к труду и служению Родине.

2.5 Информационная культура

Формирование информационной культуры является одной из составляющих общей культуры личности, связанной с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Она связана с функционированием информации в обществе, формированием информационных качеств личности, гармонизацией внутреннего мира личности в ходе освоения обмена социально-значимой информации, где приоритетными должны быть общечеловеческие духовные ценности. Особое внимание должно быть обращено на такие аспекты, как информационная этика, эстетика и компьютерных информационных технологий, информационная безопасность, включающая меры по защите человеческой психики.

Информационная культура тесно сливается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и человека, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др.

Информационную культуру следует рассматривать как свободу личности, позволяющие, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс интеграции общества в целях самореализации, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры, как гуманистической основы информатизации.

2.6. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание способствует развитию личности, направленной на формирование системы ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Целью экологического воспитания является становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Развитие экологической культуры позволяет в полном мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.

Для реализации цели экологического воспитания необходимо:

  • объединить и систематизировать разрозненные знания по дисциплинам естественно и общественно-гуманитарного цикла, раскрывающие характер взаимоотношений и взаимодействия природе и человека, как в далеком историческом прошлом, так и на современном этапе и перспективе на XXI век;
  • активную жизненную позицию и сформировать у будущих специалистов личностное отношение к сохранению окружающей среды.
3. Основные условия и механизмы реализации концепции воспитательной работы

3.1. Организационные и педагогические условия

Основными условиями являются:

  • эффективное управление воспитательной системой в университете через создание и внедрение механизмов студенческого самоуправления, Совета по воспитательной деятельности, института кураторов и пр.;
  • дифференциация воспитательной работы со студентами различных категорий (первокурсниками, выпускниками и т.д.);
  • индивидуализация воспитательной работы, акцентирование ее на самовоспитание, саморазвитие личности студентов;
  • создание психологической и социально-педагогической служб университета, организующих психологическую помощь студентам в особых проблемных ситуациях и др.

К важным условиям организации воспитательной работы относится создание единого воспитательного пространства вуза.

Воспитательная среда и воспитательное пространство являются факторами социализации.

Любая гуманистическая воспитательная система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы.

Воспитательная или воспитывающая среда - это совокупность окружающих человека социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в совремешгую культуру.

Содержанием среды как фактора социального развития личности выступает предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение, информационное окружение.

Согласно «теории воспитательных пространств» существуют пространства, которые представляют собой территории, где осуществляется процесс воспитания (Сердюк СВ. «Управление воспитательным процессом в педагогическом колледже»: а\р дис. к.п.н.- Самара 1998, Сокольников Ю.Л. «Теория воспитательных пространств»- М, Белгород. 1998).

Воспитательное пространство - это многоуровневое образование, в котором выделяется несколько уровней (компонентов):

  • деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности;
  • коммуникативный (пространство непосредственного общения);
  • компаративный (пространство, которое выступает социальным фоном)
  • информационной
  • эмоциональный (пространство, повышающее настроение студентов, их работоспособность, готовность к контактам);
  • социально-предметный (предметная среда человека включает среда множество значимых для него предметов, с которыми он сообразует свое поведение и деятельность)
  • экологический (система обслуживания студентов, которая включает в себя бытовые, транспортные и др. услуги) (Сокольников Ю.Л.)

3.2. Основные условия и механизмы реализации концепции воспитательной деятельности

3.2.1 Основную роль в воспитании студенчества играет сотрудничество профессорско-преподавательского и студенческого коллективов. Преподаватель университета своим отношением к работе и окружающим, высоким профессионализмом, эрудицией, самодисциплиной, творчеством способствуют формированию подобных качеств и в студенческой среде. Работа по выработке гражданской и профессиональной позиций дает действенный результат в том случае, если сам преподаватель любит свою профессию, убежден в правоте своего профессионального дела и добивается определенных успехов в своей специальности и не только как преподаватель данной дисциплины.

3.2.2. Важным звеном, определяющим содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса является кафедра, формирующая профессиональную и интеллектуальную компетентность будущих специалистов, приобщающая молодежь к научно-исследовательской работе. Члены кафедры прививают студентам нормы профессиональной этики, гражданственной ответственности будущего специалиста за результаты его профессиональной деятельности.

Особое место в воспитательном процессе занимают общеуниверситетские кафедры, обеспечивающие современное философское, гуманитарное, социально-научное знание студентов. Изучение дисциплин этого направления развивает диалектическое мышление студентов, помогает им связывать теорию с реальными проблемами сегодняшнего дня, формирует политическую и правовую культуру, навыки участия в творческих дискуссиях, способствует выработке активной позиции в социокультурной жизни общества, принятию ценностей человека и гражданина.

3.2.3. Деканат осуществляет общее руководство воспитательной работой со студентами на факультете и несет ответственность за ее содержание, организацию и результаты.

3.2.4.Решающую роль в координации усилий всех подразделений играет планирование и реализация воспитательной деятельности, которую осуществляет Управление по работе со студентами, проректор по учебной работе БГУ. Это позволяет скоординировать усилия всех подразделений, профессорско-преподавательского состава, общественных организаций и студентов, разумнее использовать их силы и возможности, активнее применять многообразие форм и методов воспитания. Эффективной организации процесса способствует также оперативное и высококачественное информационное обеспечение воспитательной практики через газету «БГУ», факультетские газеты, Интернет -сайты и др.

3.2.5. Студенческое самоуправление представляет собой особую форму участия студентов в управлении студенческой жизнью вуза. Организация студенческого самоуправления вуза представляет собой попытку сочетания интересов личности (в развитии и самореализации) с интересами государства (в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества), высшего учебного заведения (в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе).

Студенческое самоуправление позволяет решить следующие задачи:

  • развитие демократических методов общения со студентами, утверждение принципов сотрудничества и развития влияния студентов на учебную и научно-исследовательскую деятельность;
  • расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур, преодоление отчужденности студенчества от участия в формировании учебно-воспитательной стратегии;
  • воспитание у студентов уважения к законам, нормам нравственности и правилам внутреннего распорядка университета;
  • сохранение и поддержание университетских и факультетских традиций;
  • сотрудничество с администрацией, профессорско-преподавательским составом в организации и совершенствовании образовательного процесса;
  • организация системы контроля за учебной и трудовой дисциплиной, своевременность применения системы мер поощрения, а также общественного и дисциплинарного воздействия к нарушителям;
  • поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы студентов;
  • организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива.

В своей деятельности органы студенческого самоуправления основываются на Конституции РФ, федеральном и местном законодательстве, Уставе и других локальных нормативных актах университета.

Органы студенческого самоуправления действуют на основе принципов демократизма, гласности, выборности, равноправия студентов, участвующих в работе органов студенческого самоуправления.

Взаимодействие органов студенческого самоуправления с органами управления университета основывается на принципах взаимного содействия, уважения и партнерства. Органы студенческого самоуправления не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов управления университета.

3.2.6. Студенческие советы являются основой студенческого самоуправления в университете и общежитиях. Задачами студенческих советов являются:

  • поддержка и развитие студенческих инициатив в различных сферах университетской жизни;
  • стимулирование творчества студентов, в т.ч. научного;
  • обучение студенческого актива;
  • участие в решении вопросов студенческой жизни.

Студенческий совет университета представляет интересы всех

студентов университета.

В университете могут создаваться научные студенческие общества, являющиеся формой реализации студенческой инициативы в области научной жизни. Задачей научных студенческих обществ является организация участия студентов в научной сфере. НСО университета является органом студенческого самоуправления, координирующим научную деятельность студентов в университете.

Развитие и обогащение воспитательных традиций университета предполагает наличие научной библиотеки, спортивного комплекса.

Важная роль в решении больших и сложных задач, стоящих перед коллективом университета, принадлежит работникам аппарата управления и административно-хозяйственной части, обеспечивающих решение организационных и социально-бытовых вопросов учебно-воспитательного процесса.

4. Структура управления воспитательной деятельностью

В системе управления воспитательной деятельностью БГУ выделяются следующие структуры, обеспечивающие её целенаправленность, организацию и содержание.

Общеуниверситетский уровень

Ученый совет университета определяет концепцию и программу развития воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование целостного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие учебно-творческих и научно-исследовательских инициатив, новаторских идей в области воспитания коллектива, утверждает план мероприятий.

Ректорат университета разрабатывает основные направления воспитательной работы, координирует деятельность университетских, факультетских и кафедральных структур по проблемам воспитания, содействует созданию общественных объединений воспитательного характера, новых организационных форм и методов работы.

Управление по работе со студентами (внеучебное направление) планирует деятельность по реализации основных направлений воспитательной деятельности университета, организует проведение основных мероприятий внеучебной работы университета, занимается координацией планов внеучебной работы всех учебных подразделений университета, осуществляет социальную поддержку студентов (работа с льготными категориями учащихся, материальная помощь и поощрение, работа с именными стипендиатами), организует работу в общежитиях университета (заселение, прописка, проживание, создание и поддержка структур самоуправления, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.), обеспечивает включенность Федерации студенческого самоуправления в процесс организации и осуществления внеучебной работы, взаимодействует с государственными органами и общественными организациями, осуществляющими молодежную политику.

Федерация студенческого самоуправления университета изучает мнения и предложения студентов по улучшению организации учебно-воспитательного процесса, качества преподавания, участвует в реализации мероприятий внеучебной деятельности.

Факультет. Для управления воспитательной деятельностью на факультетах введена должность заместителя декана по воспитательной работе. Функциями заместителя декана по воспитательной работе являются:

  • формирование основных направлений воспитания на факультете, разработка программы и планов воспитания с учётом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива;
  • определение целей и задач воспитания студентов факультета; изучение и анализ информационных материалов о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), формирование на этой основе студенческих групп, ознакомление студентов с Уставом БГУ, структурой, историей и традициями университета, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения в университете и в студенческих общежитиях;
  • развитие координационных связей между преподавателями факультетов и представителями общеуниверситетских кафедр с целью повышения эффективности воспитания среди студентов (совместное планирование воспитательных программ, привлечение профессорско-преподавательского состава общих кафедр к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультетах);
  • участие в разработке и проведении общеуниверситетских мероприятий, согласование программ и планов воспитательной работы университета с программами и планами воспитательной работы в университете.

Кафедра. Основными звеньями кафедрального уровня организации и управления воспитательной деятельностью являются заместители заведующих кафедрами по воспитанию и кураторы студенческих групп.

Важнейшее значение в учебно-воспитательной работе университета имеет институт кураторов в академических группах.

Организация деятельности куратора способствует скорейшей и благоприятной адаптации студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в университете, освоению особенностей учебного процесса, ориентации в правах и обязанностях студентов, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности будущего специалиста.

В осуществляемой воспитательной деятельности куратор должен опираться на следующие положения:

  • профессиональную, духовно-нравственную и культурно-творческую направленность обучения и воспитания;
  • осуществление индивидуального подхода, демократического гуманистического стиля общения.
5. Ресурсное обеспечение реализации настоящей концепции

Реализация указанных задач должна осуществляться системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы. По всем направлениям воспитательной работы университета возможно использование следующих способов взаимодействия со студентами.

Психолого-педагогическая поддержка. Заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы института кураторства; в методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ; в формировании методических рекомендаций адаптации студентов; в консультации и оказании психологической помощи.

Информационная поддержка. Заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриуниверситетских СМИ; издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.

Научно-методическая поддержка. Выражается в создании научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции университета.

Организационно-управленческая поддержка ориентирована на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Она предполагает регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы, а также оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях. Поддержка также может выражаться в создании условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки, стимулировании общественной активности студентов, содействии в рабочих контактах с разными социальными партнерами и т.д.

Заключение

В современных условиях перед высшей школой стоит задача подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и участие в становлении их гражданской позиции. Это решается в комплексе: через создание с одной стороны, условий для непрерывного образования, открытия новых специальностей, подготовки программ второго высшего образования, возможности получения дополнительной квалификации, а с другой стороны через активизацию воспитательной работы со студентами, раскрытие их индивидуального творческого потенциала. Предлагаемая концепция ориентирована по поиск эффективных путей повышения качества воспитательной деятельности в университете.

Для успешного воплощения Концепции необходима разработка программы развития воспитательного пространства как комплекса мероприятий, конкретизирующих излагаемые Концепцией положения и обеспечивающих их внедрение в практику.