ВВЕДЕНИЕ

Гуманизация народного образования в нашей стране, связанная с этим ориентация на развитие личности ученика, вызывает усиление интереса к психологическому изучению ученика. Каковы показатели умственного развития школьников в современном быстро меняющемся мире? Каковы надежные и в то же время доступные учителю методы диагностики развития и готовности к, школе? Какими "новыми технологиями" обучения можно стимулировать и корректировать развитие учащихся? Эти и другие вопросы обсуждают авторы книги. Стремясь удовлетворить разные запросы читателя, мы включили в сборник материал разного научного жанра (материалы к учебному пособию для начинающих школьных психологов, конкретные методики и рекомендации).
          В разделе 1 (автор А. К. Маркова) приведены в сводном виде показатели умственного развития, называемые в многочисленных литературных источниках. Излагается разработанный автором подход к интегральным психологическим характеристикам школьника - обученности, развитости, воспитанности и др. Определены три "слоя" в диагностике развития - актуальный уровень, зона ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), зона саморазвития. Обозначены разные виды норм в диагностике (предметная, возрастная, индивидуальная и др.), сопоставлена их диагностическая значимость. Названы надежные методы диагностики, изложены разные виды диагностических заданий, которые могут быть включены в реальные условия учебно-воспитательного процесса.
          Раздел 2 (автор А. Г. Лидерс) представляет собой руководство по применению теста "Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу" с приложением рекомендаций по его использованию и нормативов русского адаптированного варианта теста. В приложении даются все необходимые экспериментальные материалы для теста. Приводятся ключи для оценки успешности по всем заданиям теста. Тест предназначен для диагностики психологической готовности к обучению в школе детей от 5 до 7 лет.
          В разделе 3 (автор Е. Л. Яковлева) рассматривается связь трудностей в учебе с плохой памятью и нарушением концентрации внимания у школьников. Рассмотрены виды и типы памяти. Впервые предлагается рассматривать объем кратковременной памяти в качестве фактора, определяющего плохую или хорошую память. Предложены методы диагностики объема кратковременной памяти и концентрации внимания, а также диагностики способности к смысловой обработке запоминаемого материала, позволяющей компенсировать недостаточный объем кратковременной памяти. Обоснованы основные принципы коррекции мнемической деятельности: укрупнение единиц запоминаемого материала и его смысловая обработка. Описаны соответствующие коррекционные методы. Предложены коррекционные методы по развитию концентрации внимания. Даны рекомендации по оптимальной организации заучивания при подготовке уроков.
          Книга адресована всем практическим работникам школы и прежде всего тем, кто осуществляет овладение психологией в ходе переквалификации с профессии учителя на профессию практического психолога.