ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Впервые представляемая на русском языке нашему читателю книга Ф. Раиса выдержала в Америке уже восемь изданий. Очевидно, это связано как с вечной актуальностью темы, которой она посвящена, так и с достоинствами самой книги.
          В оригинальном англоязычном издании книга называется "Подросток". Однако не случайно в русскоязычном издании в ее названии появилось указание не только на подростковый, но и на юношеский возраст. Дело в том, что в этом фундаментальном учебнике рассматривается широкий круг вопросов психологического, социокультурного, медико-биологического порядка, которые связаны с поведением, общением и развитием индивидов в возрасте от 11 до 19 лет. Весь этот достаточно большой возрастной интервал называется автором, в соответствии с распространенной в США периодизацией, подростковым возрастом. При этом, правда, иногда подразделяют подростковый период на две составляющие: ранний подростковый возраст (11 -14 лет) и старший подростковый возраст (15-19 лет). В отечественной психологии подростковый возраст традиционно ограничивается более узкими возрастными рамками, а рассматриваемый в представляемой книге возрастной интервал охватывает подростковый и юношеский возраст.
          Существуют достаточно устойчивые социальные стереотипы, в соответствии с которыми подростковый возраст связывается с понятиями "кризис", "трудный" и другими, аналогичными этим. Такое представление о подростковом возрасте не является беспочвенным и имеет свои серьезные основания. Эти основания мы находим в исследованиях психологов, педагогов, социологов, криминологов. Все люди, кроме того, сами являются "обыденными, бытовыми" психологами. И этот психологический опыт обыденного каждодневного общения также скорее подтверждает, чем опровергает сложившийся социальный стереотип подростка. Однако, отдавая должное моментам "кризисности и трудности" подросткового возраста, автор представляемой книги избрал иную позицию или, может быть, лучше сказать стратегию описания мира подростка. Это стратегия широкого, разностороннего описания феноменологии подросткового и юношеского возраста, преимущественно с психологических позиций, но также с рассмотрением социокультурных, педагогических и медико-биологических аспектов. Очевидно, не случайно поэтому в оригинальном названии книги, для обозначения понятия "подросток" автор отказался от термина "teenager", который в английском языке даже не косвенно, а прямо заключает в себе момент негативности, а использовал термин "adolescent", свободный от любых негативных оттенков и только указывающий на определенный возрастной период.
          В книге выделяются четыре подхода к изучению подростка: биологический, когнитивный, психосексуальный, социальный. В отдельных главах книги тот или иной из этих подходов является основным, а конкретные феномены и проблемы подростка рассматриваются в них преимущественно с позиций именно этого конкретного подхода. Однако по большей части в этой книге для описания особенностей, феноменологии и проблем подросткового и юношеского возраста используется социальный подход, на что специально обращает внимание и ее автор. В этой связи кто-то может усомниться: а так ли уж велика в таком случае полезность книги для нашего читателя? Ведь социокультурное пространство России и Америки не идентично. А социокультурные особенности, как известно, проявляются на всех уровнях психологии личности: поведенческом, межличностного общения, когнитивного и морального развития и т. д. Однако, познакомившись с книгой, читатель убедится, что абсолютное большинство социальных и психологических проблем подросткового возраста, которые являются предметом рассмотрения на ее страницах, представляются также животрепещущими проблемами наших подростков, проблемами, которыми озабочены российские психологи, педагоги, родители. Так, например, рассматривая вопрос о формировании нравственных принципов, ценностей и моделей поведения, в книге приводятся факты и делается вывод о чрезвычайно негативном влиянии на этот процесс современного телевидения. "К 14 годам средний ребенок видит на телеэкране около 18 000 убийств". "Взаимоотношения полов преподносятся кино и телевидением преимущественно на чисто физическом уровне - даже когда зрителей хотят убедить в том, что это любовь". "Ориентация на материальные ценности: делается откровенная попытка подменить понятие счастья понятием материального успеха, под которым понимается обладание виллами и машинами". "Бесконечные мыльные оперы, идущие в дневное время, смотрят после школы тысячи подростков. Эти фильмы представляют собой искривленное отображение жизни". "Показ на самом деле нереального, но с виду легко достижимого мира, полного развлечений и наслаждений". Если не знать, что это цитаты из американского учебника, то можно с легкостью подумать, что это выдержки из докладов с какой-нибудь совсем недавно прошедшей российской конференции, посвященной актуальным проблемам подростка в современном обществе.

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А. А. Реан,
Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Судя по положительным отзывам как профессоров, так и студентов, настоящая книга признана одним из лучших за последние 20 лет учебников по психологии подростков. И несмотря на солидный возраст, одобрение продолжает расти, так как данный учебник, насколько это возможно, постоянно совершенствуется и модернизируется. Этот учебник также одним из первых столь полно охватил самые разнообразные проблемы. С каждым новым переизданием все главы модернизировались - к ним добавлялись новые темы, а утратившие актуальность - изымались. Нашей целью всегда было выпустить учебник, отвечающий высоким академическим требованиям и одновременно способный заинтересовать неискушенного читателя и быть доступным для него.
          Меня безмерно радуют положительные отзывы о книге, и я также благодарен за те предложения по ее улучшению, которые продолжают поступать. В настоящем издании было сделано множество изменений, основанных именно на отзывах и предложениях читателей. Они заключаются в следующем:
          Новая организация материала. Организация материала претерпела несколько изменений.
          Часть I. Подростковый период. Эта часть включает в себя три главы: "Черты подрастающего поколения в современном обществе", "Юность с точки зрения различных научных дисциплин". Культурное многообразие современного мира молодых рассматривается в третьей главе (в настоящем издании гл. 3 печатается в сокращении и носит название "Социоэкономический аспект").
          Часть II. О физическом развитии. Эта часть была возвращена на свою прежнюю позицию и по-прежнему содержит в себе две главы, представляющие большой интерес для студентов: "Половое созревание и физическое развитие" и "Внешний облик".
          Часть III. Об интеллектуальном развитии. В этой части рассматриваются такие темы, как: "Развитие когнитивных способностей" (гл. 6) и "Интеллект, обработка информации и принятие решений" (гл. 7).
          Часть IV. Психосексуальное развитие. Дискуссии по поводу половой идентичности и половых ролей были совмещены с рассмотрением самооценки и самосознания подростков в гл. 8: "Я-концепция, самооценка, пол, этническое происхождение и идентичность". Часть материала по поводу стресса и эмоциональных расстройств была перенесена в другие главы. Также входит в эту часть книги гл. 9 "Сексуальные ценности, поведение и просвещение".
          Часть V. Социальное развитие. Тремя важнейшими главами, рассматривающими социальное развитие подростка, являются следующие: "Общество, культура и субкультура подростков" (гл. 10); "Социальная адаптация, взаимоотношения, свидания, внебрачное сожительство и супружество" (гл. 11) и "Формирование нравственных принципов, характера, ценностей, убеждений и модели поведения" (гл.12).
          Часть VI. Семейные отношения. Разные аспекты внутрисемейных отношений рассматриваются в главах "Подросток в семье" (гл. 13) и "После развода: неполные и смешанные семьи" (гл. 14).
          Часть VII. Образование и профессиональное обучение. В главе "Образование и школа" (гл. 15) рассматриваются изменения в системе образования и профессионального обучения, происшедшие в 1990-х годах, а также преимущества и недостатки частных школ по сравнению с государственными. Вторая глава этой части - "Работа и профессия" (гл. 16).
          Часть VIII. Психологические проблемы. Зачастую подростки чувствуют себя чужими в этом мире, убегают из дома, лишают себя жизни и совершают правонарушения: все эти проблемы обсуждаются в гл. 17, названной "Отчужденность подростков". Отдельная глава посвящена вопросам злоупотребления, пристрастия и зависимости от различных наркотических веществ. Она называется "Табак, алкоголь, наркотики - привычка и зависимость" (гл. 18).
          Новые темы. Темы, впервые появившиеся именно в этом издании:

Новые источники информации. В данном издании была использована информация более чем из 500 новых журнальных статей, опубликованных в начале 1990-х.
          Вставки. В данном издании появилось три типа новых вставок, включающих в себя много новых тем и примеров. В "Личном деле" обсуждаются темы, которые могут быть интересны для самих студентов. Во вставках "На стыке нескольких культур" проводятся сравнения по многим параметрам различных расовых и этнических групп (в настоящее издание вставки "На стыке нескольких культур" не были включены). Во вставках "Крупным планом" освещаются дискуссионные вопросы научных исследований, которые составляют предмет специального интереса учащихся. А все вместе эти вставки делают учебник более разнообразным и интересным.
          Новое оформление. В замечательном оформлении учебника использованы новые фотографии, графики, схемы и таблицы, что облегчает учебный процесс и делает издание визуально привлекательным, насколько это возможно.
          Другие важные характеристики этой книги, которые присутствовали в предыдущих изданиях и высоко оценены читателями, были сохранены. Они заключаются в следующем.
          Обширная научная база. Приведенные в данном учебнике положения подтверждаются ссылками более чем на 1800 источников, большинство из которых являются серьезными научными исследованиями, их выводы использовались при написании книги. Основной акцент сделан не на сведении вместе всех этих исследований, а на обсуждении интересующих нас тем.
          Педагогические цели. Данная книга была написана с учетом педагогического и образовательного процесса. Каждая глава начинается с подробного плана. Ключевые термины выделены жирным шрифтом и объединены в словаре терминов в конце книги. Для лучшего запоминания они также выносятся на поля (но только при первом упоминании). Каждую главу завершают подробные выводы. Специально составленные вопросы могут быть использованы для обсуждения в классе или как тема для письменной работы. Список дополнительной литературы в конце каждой главы позволяет учащимся и преподавателям по желанию найти интересующую их информацию по каждому предмету. Учителя могут воспользоваться полностью переработанным руководством для преподавателей, включающим в себя контрольные вопросы по теме. Единственным в своем роде и весьма полезным нововведением является выделение курсивом ключевых фраз и предложений. Это позволяет учащимся повторять самые важные положения, не подчеркивая их при этом и не выделяя что-либо нужное маркером.
          Некоторые другие хорошо зарекомендовавшие себя характерные особенности данного учебника были также использованы в настоящем издании.
          Эклектическая организация. Рассматривается не одна, а множество различных теорий, описывающих подростковый период. При этом оцениваются их сильные и слабые стороны, а также степень полезности каждой из них для науки.
          Исчерпывающая проработка темы. Настоящая книга является настолько исчерпывающей, насколько это возможно в пределах одного учебника. Подросток рассматривается в неразрывной связи с современным обществом. Книга включает в себя и теоретические вопросы, и примеры из жизни подростков; внимание уделено физическим, интеллектуальным, эмоциональным, психосексуальным, социальным, семейным, образовательным и профессиональным аспектам поведения и развития подростков, моделям их поведения.
          Подростки в современном обществе. В наши дни несомненно важным вопросом является то, как современное общество и общественные силы формируют жизнь подростков. Подростки рассматриваются именно в социальном контексте, а не так, будто они изолированы от влияния общества, окружающего их.
          Культурное многообразие. Как и большинство взрослых, далеко не все подростки похожи друг на друга. В настоящей книге рассматривается большое многообразие этнических, расовых и культурных групп.
          Подростковое общество и культура. В учебнике обсуждается не только развитие подростков и их отношения друг с другом, но также жизнь и культура определенных групп молодых людей, субкультуры различных групп подростков сравниваются между собой. Не остались без внимания одежда, жаргон, школьная и внешкольная жизнь различных молодежных компаний. Также подчеркивается особая значимость в жизни подростков автомашины и музыки.
          Проблемы пола. Проблемы пола рассматриваются в тесной связи со многими темами: характерными физическими признаками и образом тела, когнитивными способностями и интеллектом, расстройствами приема пищи, социальным развитием, свиданиями, сексуальными ценностями и поведением, образованием, работой, профессией и т. д.
          Личное применение. Вопросы в конце каждой главы созданы специально для того, чтобы выявить отношения, чувства и ответные реакции учащегося на обсуждаемую тему. Приветствуются воспоминания студентов о том времени, когда они сами были подростками, беседы о их знакомых подростках (либо о их друзьях, либо о их детях), а также критические замечания по поводу обсуждаемых вопросов.
          Автор выражает благодарность следующим людям, сделавшим ряд ценных замечаний, которые были использованы при написании этой книги:
          Трейси Кросс (Государственный университет г. Балла),
          Пегги Перкинсон (Университет штата Невада/Лас Вегас),
          Полу Плотнику (Роклендский муниципальный колледж),
          Джеральду Ларсону (Кентский государственный университет),
          Катрин Хоув (Трентонский государственный колледж),
          Гэри Кризи (Иллинойский государственный университет),
          Доналду Холлу (Рэдфордский университет), Жени Николе (Агустана Колледж),
          Дарлен Дреблоу (Маскингам Колледж).