Появление работ подобного рода - отрадное явление по нескольким причинам. Во-первых, к сожалению, не уменьшается, а увеличивается количество людей, нуждающихся в психологической помощи. Во-вторых, возрастает интерес населения к психологическим проблемам. Это обусловлено, в частности, происходящим в нашей стране процессом демократизации общества, в связи с чем значительно больший вес приобретает личностный фактор. В-третьих, в силу возросшей практической направленности людей повысился интерес к литературе, в которой одновременно соединяются обобщенные систематизированные факты со стройным изложением теоретических положений, помогающих эти факты осмысливать. Особенно ценно, когда при этом даются и практические рекомендации. Необходимо также, чтобы о сложных проблемах говорилось не наукообразным, а доступным для всех лаконичным языком. Всем этим требованиям отвечает данная книга, небольшая по размеру, но емкая по содержанию, написанная автором, хорошо знающим проблему, соединяющим большой опыт практической психологической работы с серьезной теоретической подготовленностью и успешной преподавательской деятельностью на кафедре педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ.
Пособие предназначено для студентов психологических факультетов и слушателей центров по подготовке психологов, готовящихся к практической работе в школе. Вместе с тем оно представляет интерес для учителей и родителей, а также всех людей, не равнодушных к молодежным проблемам. Его ценность, в частности, состоит в том, что в нем подводится итог многолетней работы психолога-практика, который без утайки рассказывает о "внутренней кухне" своей работы (к сожалению, не все практикующие психологи охотно делятся "секретами" своего мастерства).
Разумеется, обо всех деталях деятельности психолога в школе рассказать в одном пособии невозможно, но тем не менее основные направления, по которым должна протекать психодиагностическая работа с подростками, освещены достаточно полно. К числу достоинств пособия следует отнести и то, что в нем на конкретном материале раскрывается зависимость эффективности работы специалиста-практика от методологических основ, которыми он руководствуется.
Как известно, по вопросам о сущности и структуре личности в психологии существует множество взглядов различных авторов. Каким из них отдать предпочтение? От ответа на этот вопрос зависит, по какому пути протекают исследования и практическая работа психолога. Думается, что подход к познанию личности подростка, избранный Н.А. Рождественской, является весьма продуктивным. Он позволяет из множества личностных качеств выбрать наиболее важные, характеризующие сущность человека. Понимание характерных особенностей конкретного человека дает возможность разобраться в различных причинах его поступков, разработать, если это требуется, методы коррекции его поведения.
Помимо этого, выделение наиболее существенных особенностей личности позволяет более глубоко анализировать психические особенности каждой возрастной группы людей, в том числе и подростков. Последнее достаточно полно и качественно сделано в пособии.
Большое значение имеет систематизация методов познания, наполненных психологическим содержанием. Разумное их применение в значительной мере может повысить эффективность деятельности психологов, особенно начинающих.
К положительным сторонам пособия относится и то, что в нем детально рассматриваются ход и особенности процедуры психодиагностики, подробно описывается анализ психологических проблем школьника, что, как правило, так основательно не делается многими авторами. Правда, следует выразить сожаление по поводу того, что при описании процедуры психодиагностики всесторонне рассматривается лишь один пример.
Заслуживает серьезного внимания и призыв автора к организации продуктивного взаимодействия между психологами и педагогами. Не вызывает сомнения, что такое сотрудничество может принести большую пользу.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что данная работа будет встречена с большим интересом всеми, кого волнуют проблемы молодежи. Она поможет глубже анализировать психические особенности и поведение подростков, находить эффективные методы оказания им действенной помощи.
Н.Г.САЛМИНА, доктор психологических наук, профессор
Как известно, в настоящее время Россия переживает трудные времена. Страна вступила в новую полосу развития - в одну из самых сложных в своей истории. Происходит крутая ломка прежних представлений, кардинальных идеологических концепций нашего общества. На смену привычным стереотипам приходят новые, далеко не всеми принимаемые воззрения, наблюдается острая социальная борьба почти во всех сферах нашей жизни. Новое рождается в муках! Естественно, все это отражается на мировоззрении, умонастроении, психическом состоянии каждого человека, в том числе и молодежи - особенно чувствительной и ранимой части общества, еще не окрепшей в житейских баталиях.
Возросшая эмоциональная напряженность предъявляет повышенные требования к психологической службе в школе, призванной помогать молодежи в решении встающих перед ней личностных проблем. В то же время психологическая служба и сама испытывает немалые трудности, связанные с болезнями роста,- она еще находится на стадии становления. В частности, остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров. В психологическую службу пришло много людей, не имеющих профессионального психологического образования, обладающих в этой области недостаточной теоретической и практической подготовленностью. Они сами нуждаются в помощи. К тому же и профессиональным психологам многому приходится учиться уже в процессе практической деятельности. Одним из недостатков академического образования в области школьной психологии является отсутствие тесных контактов с практиками, на деле реализующими теоретические знания.
Как показывает опыт обучения студентов психологического факультета и центров по переподготовке психологов-практиков при МГУ, начинающими психологами часто совершается ряд ошибок. Например, они в значительной степени переоценивают роль тестовых данных и недооценивают значимость аналитической работы психолога. Ими недостаточно глубоко изучается биография учащихся; упускаются из поля зрения существенные факты их поведения; личностные характеристики основываются на поверхностных и категорических выводах; не уделяется должного внимания разработке и обоснованию практических рекомендаций.
Наиболее существенные аспекты деятельности школьного психолога описаны в трудах коллектива ученых, возглавляемого И.В.Дубровиной. Этим коллективом проделана огромная работа по организации и развитию психологической службы в системе народного образования нашей страны [см. 18; 41; 54]. В настоящее время в России функционирует широкая сеть учебных заведений по подготовке школьных психологов на базе педагогического образования. Однако быстрое появление учебных центров породило и новые проблемы. Одна из них связана с возникновением определенного дефицита учебно-методической литературы, содержащей описание структуры и состава знаний и умений, которые должны быть на вооружении у специалистов по психологической диагностике и коррекции личности школьников.
На устранение данных недостатков и направлено пособие. В нем я подвожу некоторые итоги своей многолетней исследовательской и практической работы в школьной психологической службе, описываю разрабатываемый мною подход к решению задач психодиагностики, стоящих перед школьным психологом, знакомлю с методами и особенностями практической работы с подростками.
Практическая психологическая работа специалиста должна начинаться с формулирования им для себя концепции личности. Остановив свой выбор на одном из подходов к понятию "личность" и вытекающих из него представлений о ее структуре, необходимо научиться применять положения избранной концепции в своей практической работе. Рассмотрению данной проблемы посвящена первая глава.
Во второй главе исследуются возрастные особенности и отклонения в развитии подростков и юношей в свете выбранной концепции личности. В третьей главе описываются методы и процедура оценки личностных особенностей подростков.
Первая глава и первый раздел третьей главы написаны совместно с В.М.Писаренко.