Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Часть первая УЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Для чего изучать поведение человека?
Для чего нужны принципы и теории?
Откуда нам известно, что теория верна?
Выработка моделей
Различные области применения принципов, теорий и моделей, рассмотренных в этой книге
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 2. РАННИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ (К УЧЕНИЮ)
Бихевиоризм и когнитивизм
Ранняя поведенческая модель: классическое обусловливание
Поведенческий подход, предложенный Торндайком: обучение методом проб и ошибок
Ранний вариант когнитивного подхода: гештальтпсихология
И снова сравнение поведенческого подхода с познавательным
В каком направлении двигаться дальше?
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 3. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К УЧЕНИЮ
Введение
Оперантное научение
Типы подкрепляющих стимулов
Схемы применения подкрепляющих стимулов
Модификация поведения
Эффективное руководство классом
Наказание
Скиннер о преподавании
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 4. УСЛОВИЯ УЧЕНИЯ
Введение
Процессы обучения
Процедуры обучения
Результаты обучения
Анализ требований к научению
Систематическая подготовка учебных материалов
Условия обучения на поведенческо-познавательном континууме
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Модель проектирования учебного процесса
Индивидуализированное обучение
Модель обучения до полного усвоения
Модель прямого обучения
Обучение посредством самостоятельного открытия
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 6. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИЮ
Модель трехэтапной обработки информации
Факторы, влияющие на заучивание наизусть
Метакогнитивные процессы, влияющие на осмысленное учение
Метакогнитивные структуры, влияющие на учение посредством осмысленного получения информации
Матемагенические виды деятельности
Метакогнитивные стратегии
Навыки учения
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Введение
Общие стратегии решения проблем
Эксперты и новички: конкретные стратегии решения проблем
Объединение общих стратегий с экспертным знанием
Применение метакогнитивных стратегий к обучению навыкам в решении проблем
Творческие способности
Повышение творческой отдачи в работе
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
Часть вторая РАЗВИТИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И МОТИВАЦИЯ
ГЛАВА 8. КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Психология развития Жана Пиаже
Основная структура когнитивной организации: схема
Интеллектуальное развитие как адаптация
Четыре стадии интеллектуального развития
Применение теории Пиаже к практике образования
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 9. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Введение
Стадии эмоционального развития в теории Пиаже
Стадии морального развития по Кольбергу
Стадии психосоциального развития по Эриксону
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 10. ПРОЦЕССЫ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
Динамика учебной группы
Ожидания
Нормы
Лидерство
Коммуникация
Дружба и приязнь
Климат в классе
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ
Основные принципы
Учение посредством наблюдения модельного поведения
Самодостаточность
Саморегулирование
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 12. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Введение
Теория атрибуции
Потребность в достижении
Теория побуждения
Теория самоактуализации
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
Часть третья ТЕСТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА
ГЛАВА 13. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Введение
Интеллект
Социальный класс
Стиль познания, или учения
Способность к творчеству
Стиль межличностного общения
Настроение (тревога)
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 14. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕСТА
Составление краткого содержания теста
Подготовка целей обучения
Написание характеристик заданий теста
Написание заданий с краткими ответами для измерения знаний
Составление тестовых заданий, требующих краткого ответа, для измерения понимания
Составление заданий, требующих ответа в форме эссе, для измерения когнитивных процессов более высокого порядка
Построение теста, требующего осуществления какой-либо деятельности
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 15. ОЦЕНКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕСТОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Зачем оценивать тест?
Тест должен быть валидным
Что делает тест невалидным?
Тест должен обладать надежностью
Что делает тесты ненадежными?
Повышение надежности теста
Определение надежности тестов типа эссе
Повышение надежности определения результата эссе-теста
Определение надежности результатов тестов, связанных с выполнением практических действий
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература
ГЛАВА 16. ИСТОЛКОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ
Почему результаты тестов требуют истолкования?
Истолкование теста, основанное на отнесении его результата к критерию
Истолкование тестов относительно нормы
Стандартизированные тесты
Пример перевода и истолкования результатов тестирования
Интерпретация отчетов о результатах тестирования с помощью стандартизированных тестов
Аттестация
Сводка основных идей
Рекомендуемая литература