Предисловие к русскому изданию

Перевод учебника по педагогической психологии американского автора на русский язык за последние 40 лет осуществлен впервые. В системе подготовки будущих учителей знания по психологии составляют важный компонент учебного плана. Состав этих знаний определяется задачами системы образования. Эти задачи включают:

Для решения этих задач необходимо знать психологические характеристики знаний и умений и процесса их усвоения, специфику каждой сферы психики и ее развития с учетом индивидуальных особенностей и отклонений.
          Все эти знания представлены в разных психологических дисциплинах - общей психологии, психологии развития, психологии обучения и воспитания, социальной психологии, дифференциальной психологии, психологии труда и профессиональной ориентации, элементов нейро- и патопсихологии.
          В педагогических вузах и университетах России преподаются все отмеченные дисциплины; при этом под собственно педагогической психологией понимается психология обучения и воспитания с добавлением психологии труда учителя. В США чаще всего педагогической психологией называют психологические знания по всем указанным выше дисциплинам, рассматриваемые применительно к решению задач в системе образования. Соответственно учебники и пособия по педагогической психологии включают широкий диапазон психологических знаний, а также некоторых вопросов педагогики из области дидактики и теории воспитания. Состав и последовательность изложения знаний, разумеется, варьируют у разных авторов. При этом как состав, так и последовательность изложения материала из разных областей психологии определяются чаще всего достаточно субъективно, не всегда логически стройно и обоснованно. Указанное обстоятельство является самым общим недостатком большинства учебников по педагогической психологии американских авторов при очень многих достоинствах таких учебников в других важных отношениях.
          Работа Б.У. Такмана здесь не исключение. Она содержит отдельные темы общей психологии познания (гл. 7), мотивации (гл. 12), дифференциальной психологии (гл. 13), практические рецептурные знания по построению процесса обучения (гл. 5) и контролю обученности (гл. 14, 15, 16). Разумеется, отдельные вопросы, относящиеся к отмеченным темам, освещаются также и в других главах учебника, непосредственно им не посвященным.
          Все перечисленные виды знаний объединены автором в три части - учение и обучение; развитие, взаимодействие и мотивация; тестирование и оценка. Совсем не просто сказать, по какой логике в первой части к главам, в которых рассматриваются теории учения и подходы к построению обучения, присоединена глава о мышлении (решении проблем), креативности и их развитии в обучении. Конечно же, более логично было бы включить эту главу во вторую часть учебника, где рассматриваются вопросы познания и его развития. Но в этой второй части столь же не очень понятным образом объединены главы о познавательном и эмоциональном развитии с главами о психологии группы, социальных основах поведения, мотивации. В третьей части учебника, по весьма отдаленным связям с главами, посвященными конструированию, усовершенствованию и интерпретации тестов на знания и умения, помещена глава об индивидуальных различиях в познании, креативности, общении и тревожности. Иными словами, макроструктура изложения материала в учебнике Б.У. Такмана не является его сильной стороной.
          Что же касается содержания конкретных глав, то здесь можно с удовлетворением отметить целый ряд важных достоинств.
          Во-первых, автор строит рассмотрение всех тем на основе описания и анализа теорий соответствующих областей психологии, что, бесспорно, дает возможность понимать сущность процессов учения, познавательного и личностного развития, как она трактуется в разных теориях, увидеть достаточно проблемный и дискуссионный характер психологических знаний. Это помогает формировать у студентов критическую, недогматическую позицию и закладывает основы осторожного и взвешенного подхода при использовании научных знаний в педагогической практике.
          Еще более важным является то, что изложение материала предваряется рефлексивным рассмотрением двух основных типов научных знаний - эмпирических и теоретических, которое помещено в первую главу учебника и является в некотором смысле методологическим введением в его содержание. По современным данным психологии обучения и развития, методологические знания о знаниях являются мощным фактором глубокого, осмысленного усвоения конкретных знаний в любой области науки и, что еще более существенно, они значимо стимулируют развитие познавательных и учебных способностей учащихся, вооружая их обобщенными средствами анализа и понимания научных знаний любых видов в их взаимосвязи. Здесь автор, в полном согласии с современными представлениям об эффективном обучении, реализует принцип, восходящий к Аристотелю: любая конкретная паука есть "прикладная логика".
          Во-вторых, в учебнике приводится большое количество не умозрительных, а экспериментально полученных данных, касающихся разнообразных характеристик и зависимостей учения и развития личности. При этом эксперименты излагаются на смысловом уровне, понятно и четко. Это делает содержание учебника научным и доступным для непрофессионалов в области психологии.
          В-третьих, содержание всех глав включает богатейшие иллюстрации применения психологических знаний в решении практических задач обучения и воспитания учащихся. Это ценное достоинство учебника. Оно убеждает студентов в том, что психология в ее педагогических приложениях "не схоластика и вербалистика", а реальное и значимое средство успешной педагогической работы.
          Особо следует отметить главы, посвященные описанию методов разработки тестов достижений для проведения контроля результатов обучения - уровней усвоения знаний и умений. Эти процессы являются важнейшим компонентом педагогической практики не только для фиксации эффективности учения, но и для коррекции его хода. Обычно в курсах педагогики и методик преподавания разных дисциплин будущим учителям дается много знаний об уже имеющихся тестах и контрольных заданиях, их достоинствах, ограничениях и о том, как ими пользоваться, но очень редко их обучают самостоятельному составлению тестов, их оценке, совершенствованию и интерпретации результатов тестирования. Следует отметить, что учебник Б. Такмана лишен этого недостатка. В нем весьма полно представлены темы, в которых всесторонне разработаны вопросы о том, как составлять и оценивать тесты, как истолковывать результаты тестирования и т.п. На этой основе будущий преподаватель сможет лучше понять суть процедур тестирования, сам разрабатывать системы проверки знаний и умений учащихся, контроля и коррекции процесса учения. Здесь открывается широкое поле для творческой работы учителя.
          Высоко позитивно следует, на наш взгляд, оценить и методическую сторону учебника Б. Такмана. В соответствии со всеми законами эффективного обучения каждая тема открывается перечислением целей ее изучения и фиксацией того, чему должен научиться студент в результате обучения материалу темы. Далее, помимо изложения знаний по теме с примерами и иллюстрациями даются вопросы и задания для отработки материала, углубляющие понимание и способствующие закреплению знаний. Каждая тема завершается краткой сводкой основного содержания, что также помогает усвоению "сухого остатка" по теме и является хорошим образцом для развития умений выделять главное содержание в тексте.
          Следует также отметить проблему терминологии. Конечно, содержание многих терминов, употребляемых автором в соответствии с традициями северо-американской психологии, отличается от того понимания, которое вкладывается в них отечественной психологией. Однако поскольку их значения четко разъясняются, это не создает трудностей в понимании того, о чем говорится в тексте. С точки зрения обучения указанное обстоятельство имеет и свою положительную сторону, так как формирует способность гибкого, но строгого обращения с научной терминологией при ее разнообразии, приучая студента работать в первую очередь с содержанием научного текста и не фиксироваться чрезмерно на форме.
          В целом издание настоящего учебника на русском языке является безусловно полезным Изучение психологии студентами педагогических вузов и университетов с использование фундаментального и современного по уровню знании учебника Б. Такмана повысит уровень психологической подготовки будущих преподавателей, эффективность их профессиональной деятельности в системе образования.

Предисловие

Публикуемые учебники становятся все более перегруженными второстепенным материалом, под которым погребены основные принципы, что неизбежно ведет к дублированию Книга "Педагогическая психология: от теории к практике" предназначена для преподавателей, желающих иметь простой и "не засоренный" ненужным материалом учебник. Хотя эта книга и охватывает все основные темы педагогической психологии - методы управления классом, построение системы обучения, развитие учащихся, - она тем не менее является односеместровым курсом.
          Однако, скажет читатель, педагогическая психология - это целый мир, охватывающий все аспекты психологической науки, за исключением, быть может, физиологического и клинического. Как можно отразить это многообразие в одной книге, которую необходимо изучить всего лишь за один семестр? Ответ на этот вопрос состоит в том, что нужно вернуться к основополагающим теориям - тем всеобъемлющим и, видимо, постоянным концептуальным рамкам, которые позволяют упорядочить и понять целые области психолого-педагогических явлений, такие, например, как учение, обучение или развитие познавательных способностей. От других учебников по педагогической психологии эта книга отличается тем, что на первое место в ней выдвигаются именно такие основополагающие теории, тогда как факты и их экстраполяции рассматриваются как вторичные.
          Теории, представленные здесь, являются психологическими, а не педагогическими теориями содержания обучения или управления им. В настоящем издании рассматриваются подходы, предложенные Скиннером, Ганье, Пиаже, Бандурой и Винером, т.е. основы знаний о том, как люди учатся, думают, развиваются, взаимодействуют друг с другом, направляют и мотивируют свои поступки. Вклад этих теорий в обучение состоит в раскрытии основ его. После их изложения и изучения формулируются и предлагаются различные направления их использования.
          Итак, эта книга теоретическая, причем слово "теоретическая" означает здесь "содержащая основополагающие принципы", т.е. "объясняющая". Студенты, вероятно, забудут множество фактов, но будут помнить основные объяснения того, как дети учатся, думают, развиваются, взаимодействуют друг с другом, как направлять и мотивировать их обучение. Если они запомнят эти объяснения, то смогут использован, их в своей будущей педагогической работе.
          Книга "Педагогическая психология: от теории к практике" содержит также примеры практического применения теоретических положений. Эти примеры представлены в многочисленных вставках, содержащихся в каждой главе. Для преподавателей, желающих уяснить вопросы, связанные с контролем, тестированием усвоения, в третьей части книги детально объясняется, как готовить и оценивать задания и тесты и как затем обрабатывать результаты их использования.
          Эта книга, подобно любому хорошему учителю, сама широко использует в приводимых примерах те методы, которые она "проповедует", - абстрагирование, систематизирование, конкретизацию, предварительные общие знания математики. Некоторые очевидные примеры этих приемов, содержащиеся в каждой главе, - это цели, поставленные и сформулированные в ней; заголовки, помогающие читателю следить за изложением вопросов и облегчающие ему нахождение конкретного материала; таблицы, представляющие в сжатом виде соответствующие обсуждения, и рисунки, иллюстрирующие излагаемый материал; детальные выводы и списки литературы, предлагаемой для дальнейшего чтения. В книге содержатся и другие приемы: часто встречаются примеры и метафоры; ключевые слова и ключевые моменты, выделенные курсивом; подробная информация, касающаяся учебных навыков, т.е. того, как учиться выполнять контрольные задания и тесты, работать с текстами и мотивировать себя. Все эти приемы студенты, изучающие данный курс, могут применять самостоятельно.
          Кому же, в конце концов, предназначена эта книга в первую очередь? Разумеется, не тем учащимся средних школ, которых, как мы надеемся, будут когда-нибудь обучать будущие учителя, а самим этим будущим учителям, чей опыт работы в классе пока что является опытом учащихся, а не учителей. То, что вы пытаетесь сделать как их учитель, пытается сделать и эта книга. Скажите им: "Будущие учителя, научитесь обучать самих себя". Здесь, в книге "Педагогическая психология: от теории к практике", рассматриваются теории и то, как они применяются, что должно помочь вам (и им) сделать это.
          "Методическое пособие для преподавателя", выпускаемое для совместного использования с курсом "Педагогическая психология: от теории к практике", предлагает огромное количество учебного материала, прошедшего полную и успешную проверку в школе. Цель этого пособия - построить и изложить курс, освоив который студенты научатся использовать теории, изложенные в учебнике, для решения практических задач и смогут самостоятельно находить какие-то новые формы их применения. В каждой главе "Педагогической психологии" дается беглый обзор основных идей с тем, чтобы сконцентрировать внимание читателя на ее содержании. Кроме того, в каждой главе имеется и более развернутый раздел, посвященный тем пунктам, которые автор хотел бы выделить особо, чтобы помочь читателю ориентироваться в процессе их обсуждения. Приводятся многочисленные примеры так называемых "сырых", или конкретных, материалов для изучения, которые помогут студентам решать задачи путем применения теорий, рассмотренных в учебнике. Пособие для преподавателя также содержит контрольные задания, причем в каждой главе дается приблизительно 60 заданий с вариантами ответов. Кроме того, в пособие включены четыре теста для проверки усвоения всего курса.

Выражение признательности

Я благодарен лицам, посмотревшим рукопись "Педагогической психологии": Джульет Бакстер (Университет штата Орегон), Лестеру А. Бекланду (Университет штата Сан-Диего) и Майклу С. Мелоту (Университет Колорадо, Боулдер). Особая признательность моему доброму другу и коллеге Гарольду Дж. Флетчеру, который поделился со мной некоторыми своими новаторскими подходами к преподаванию этого курса; моему первому редактору Джулии Берисфорд, которая убедила меня начать осуществление этого проекта; моему второму редактору Кейт Да Прон, которая помогла мне закончить его; и моей жене Дарби, постоянно поддерживающей во мне то воодушевление, которое необходимо для осуществления подобного проекта. Я хотел бы также поблагодарить всех тех молодых людей, которые приходят в наши аудитории и посещают занятия по педагогической психологии, прежде чем приступить самим к обучению детей.

Брюс У. Такман

Об авторе

Брюс У. Такман - профессор педагогической психологии, бывший Декан педагогического факультета Университета штата Флорида в г. Таллахасси. Им опубликованы труды: "Проведение исследований в области педагогики" (три издания), "Тестирование для учителей" (два издания), а также "Оценка учебных программ" (два издания). Профессор Б. У. Такман провел обширные исследования, результаты которых нашли отражение в многочисленных работах по вопросам мотивации учения, построения курсов обучения, изучения поведения в учебных группах, написания учебных тестов, а также физического воспитания и здоровья учащихся. В свободное время Брюс Такман занимается спортивной ходьбой и плаванием, любит посмотреть бейсбольные матчи.