В процессе научно-практической подготовки студентов и слушателей Школы практической психологии Международной академии психологических наук и Академии психологии, предпринимательства и менеджмента (СПб.) выявилось значительное различие в их психологическом образовании. Часть слушателей и студентов уже имеют основательную психологическую подготовку, профессиональный и жизненный опыт. Другая часть, в основном гуманитарии и медицинские работники, хорошо разбираются в теоретических и прикладных вопросах психологической науки. Таким слушателям требуются лишь психологические схемы, рекомендации по практическому применению психодиагностических методик. Но есть и такие, которые, окончив среднюю общеобразовательную школу или профессиональное учебное заведение, становятся абитуриентами Школы практической психологии. Им особенно трудно. Ведь обучение в Школе предполагает наличие у студентов определенных первоначальных знаний по общей и социальной психологии, по основам педагогики. К сожалению, у этой категории слушателей (студентов) познания по основным разделам психологии довольно скромные.
Указанные выше обстоятельства ускорили вызревание общего замысла по разработке учебно-методической литературы по центральным проблемам психологической науки, связанным с психологией индивидуальных различий. В свое время выходило немало книг по данным вопросам. Но издавались они недостаточным тиражом и, появившись на прилавках книжных магазинов, быстро раскупались, освещали в основном теоретические вопросы психологии индивидуальных различий и для использования на практике в качестве психодиагностических методик были малопригодны. Само же составление и распространение психологических тестов преследовалось и запрещалось.
Учитывая вышесказанное, автор поставил перед собой скромную задачу - дать общее представление о темпераменте, характере и типологии личности как центральных проблемах психологии индивидуальных различий, наиболее тесно связанных между собой и обусловливающих друг друга.
Темперамент, выступающий в качестве биологической основы человека, во многом предопределяет формирование характера, логических черт, устойчивых индивидуальных особенностей человека. Образ жизни человека накладывает свой отпечаток на эти особенности - формирует характер, обусловливая типичные для него способы поведения, своеобразный психологический портрет. Это обстоятельство предопределило выбор автором лишь трех составляющих из большого многообразия проблем, решаемых психологией индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности.
Исследование характерологических черт личности, их качественного многообразия и количественной выраженности привело к созданию учения об акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Повысился интерес к изучению пограничных психических расстройств личности. Для пользователей психодиагностическими методиками (психологов, медицинских работников, учителей, социологов) достаточно остро стоит вопрос о пограничных психических расстройствах личности, т.е. пограничных расстройствах, стоящих на границе между нормой и паталогией. Здесь первое слово должно быть отдано специалистам. Описание неврозов и психопатий в пособии (глава 2) представлено в трактовке известного специалиста в области психиатрии Д.Д. Еникеевой.
В пособии значительное внимание уделено психодиагностическим методикам по определению у испытуемых их темперамента, типов высшей нервной деятельности, характерологических черт, пограничных психических расстройств и психологического портрета личности.
Пособие разработано на основе курса лекций по психологии индивидуальных различий и обобщению опыта проведения активных форм обучения по психодиагностике и психологическому консультированию в заочной Школе практической психологии (Санкт-Петербург) и в Центре информационных и социальных технологий "Регалис" (Таллин).
Учебное пособие написано в соответствии с программой научно-практической подготовки слушателей и студентов заочной Школы практической психологии, обучающихся по специальности 02.04.00 - практическая психология (квалификация - педагог-психолог). Специальность соответствует второму уровню профессионального образования с квалификационной академической степенью - бакалавр социальных наук.
Пособием могут пользоваться и студенты других учебных заведений (колледжей, техникумов, педагогических вузов), изучающие проблемы психологии индивидуальных различий.