От признания реального существования индивидуально-психологических различий между людьми до создания такой научной дисциплины, как дифференциальная психология, путь далекий и трудный. Но такая научная дисциплина необходима, наблюдения показывают, что о психологии по большей части вообще узнают, лишь поняв, что люди неодинаковы по своим психическим особенностям и в межличностном общении каждому следует предусмотреть, как покажут себя общающиеся в тех или иных изменившихся обстоятельствах. В конце концов и для самопознания нужно исходить из понимания своих психологических особенностей. Существенное и непререкаемое значение имеет эта дисциплина и для разработки проблем общей психологии. Вместе с тем приходится признать, что теоретические основы дифференциальной психологии выделены и представлены в психологической литературе недостаточно.
В свое время капитальный вклад в создание теоретических основ дифференциальной психологии внес Б.М. Теплое. В русле его идей продолжают исследования его сотрудники и ученики. Но работа эта еще далека от завершения.
Нельзя не обратить внимание на то, что изучение инвидуально-психологических особенностей людей на протяжении всей истории еще со времен Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла было органически связано с решением практических задач. Но, разумеется, дифференциальная психология, как и любая отрасль научного знания, не может развиваться без глубоких теоретических обобщений. И материал для таких обобщений ей дают не только логизированные лабораторные эксперименты (они необходимы!), но и систематизированные жизненные наблюдения в школе, на предприятии и в постоянном общении людей между собой. По самой своей природе лабораторный эксперимент ограничен, он не может дать знаний о всем богатстве проявлений индивидуальности в сложных жизненных ситуациях - оно может быть раскрыто лишь путем наблюдений.
С точки зрения обоснования предпосылок дифференциальной психологии следует рассматривать представленные в этой книге работы. Их можно разделить на две части. Первую составляет заново отредактированная и значительно сокращенная книга "Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы". Она, как показывает ее название, посвящена анализу "вечной" проблемы правильного выбора своего будущего. Вторую часть составляют работы, в которых излагаются вопросы изучения индивидуальных различий. Как в первой, так и во второй частях большое место отводится методу тестов. По поводу первой части нужно сказать следующее: нельзя недооценивать роли свойств нервной системы в становлении личности. Но нельзя не видеть того, что проявления этих свойств приобретают решающее значение в формировании поведения и деятельности лишь в некоторых ситуациях, возникающих в ряде профессий и в ряде жизненных обстоятельств. Такие профессии автор называет "профессиями первого типа". Проявления свойств нервной системы можно усмотреть и в обычных жизненных ситуациях, и в профессиях, в которых сложных ситуаций не возникает. Эти проявления в большей или меньшей степени регулируются самим субъектом. Такие профессии автор называет "профессиями второго типа". И.П. Павлов писал: "Для человеческой личности открыты чрезвычайные возможности не только изменять, направлять и совершенствовать свои привычки, но и в значительной степени регулировать прирожденную силу или слабость нервной системы". (Письмо к Г. Кованько от 28 октября 1930 г. Физиологический журн. СССР им. И.М. Сеченова, 1954, т. 40, N5). Следует сказать, что вопрос регулирования проявлений свойств нервной системы разработан слабо. В частности, неизвестно, насколько регулирование поведения и деятельности обусловлено какими-то особенностями личности.
В испытаниях индивидуально-психологических различий огромную роль приобрело тестирование. Научная характеристика традиционного тестирования дана в первой части книги. В связи с проблемами психологической диагностики оно рассматривается во второй ее части. Психологическая диагностика - это неотъемлемая часть дифференциальной психологии. Что касается тестирования, одного из основных методов психологической диагностики, то этот метод - в его традиционном виде, как он представлен в подавляющем большинстве учебных пособий по тестированию, - отделился от психологии, в нем искаженно интерпретируются основные положения научной психологии. Общеизвестно, что не существует удовлетворительного понятия интеллекта, понятия, не нашедшего своего места в психологии. Но в наши дни издаются труды, в которых интеллекту придается значение критерия в установлении расовых различий, что преступно.
Оставляют желать лучшего канонизированные в тестологии статистические приемы. Вряд ли кто из психологов-диагностов сомневается в том, что в тестологии, как и в психологической диагностике в целом, не представлены отвечающие научным требованиям единицы измерения. В то же время самые сложные статистические методы постоянно используются в тестологии и в диагностике. Эти вопросы также находят отражение в работах, помещенных во второй части книги.
Но, пожалуй, главное содержание этой части посвящено рассмотрению того, какими путями могут быть преодолены пороки современной тестологии, по крайней мере, в испытаниях когнитивных процессов. Речь здесь идет о двух формах критериально-ориентированного тестирования.
В заключение автор считает своим приятным долгом заявить, что все ценное, что можно найти в этой книге, возникло в совместной работе автора с коллективом товарищей-психологов. Менялись названия лаборатории и института, но основной состав коллектива в течение более чем 30 лет изменился очень незначительно. Это способствовало непрерывающемуся процессу созревания творческой мысли. Наверное, любому исследователю понятно, что этот процесс требует того, чтобы в товарищеских дискуссиях, в нелицеприятных суждениях вырабатывалось общее мнение. Так и происходило. Имена членов нашего коллектива неоднократно упоминаются на страницах этой книги. Моя им сердечная признательность!
На формирование автора этой книги как психолога-исследователя оказали влияние многие психологи, в первую очередь - сотрудники Психологического института, как ныне здравствующие, так и ушедшие из жизни. Некоторых из них я хочу специально выделить. В годы студенчества в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена мне посчастливилось прослушать курс лекций С.Л. Рубинштейна. Он оставил неизгладимое впечатление. Впоследствии, будучи преподавателем факультетов философии и психологии МГУ им. Ломоносова, я не раз пользовался благожелательными советами Сергея Леонидовича. Моим научным руководителем в период обучения в аспирантуре был А.Е. Леонтьев. Он не жалел ни времени, ни сил, чтобы углубить мои психологические познания. И, наконец, целые семнадцать лет я проработал под руководством Б.М. Теплова в составе его лаборатории. Это время запомнилось как счастливое.
Те, кого я здесь назвал, были не только крупными учеными, но и неординарными личностями. Им моя глубочайшая благодарность!
Хочу также особо поблагодарить проф. Д.И. Фельдштейна, приложившего немало сил, чтобы эта книга вышла в свет.
К. Гуревич