ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
(ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ)

Эффективное профессиональное обучение учащихся, формирование личности будущего рабочего возможны при глубокой и разносторонней психолого-педагогической подготовке инженерно-педагогических кадров, постоянном совершенствовании их мастерства. Немалую роль в этой подготовке должна играть психология, которая изучает психические состояния и свойства человека на разных этапах его развития, закономерности формирования личности.
          Данное пособие посвящено разделу педагогической психологии - психологии воспитания, которая изучает психологические закономерности формирования личности, в условиях целенаправленного педагогического воздействия на человека. Этот раздел психологии еще нуждается в большой и разносторонней научной разработке. Есть в нем немало "белых пятен", нерешенных вопросов. К ним относятся, например, психологические закономерности формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, возникновения, сущности и разрешения противоречий между старшим и младшим поколениями, психология ученического самоуправления, отношений между старшими и младшими учащимися в рамках одного учебного заведения, психология духовной и материальной заинтересованности подрастающего поколения в труде и многие другие. В числе проблем, требующих дальнейшей и глубокой разносторонней разработки, - формирование мировоззрения у подрастающего поколения.
          Перестройка потребовала во многом по-новому посмотреть на содержание и методы воспитания. В течение многих лет "во имя ложно понятого коллективизма игнорировалась человеческая индивидуальность, тормозилось развитие личности, под предлогом приоритета общего над индивидуальным резко сужались разумные границы свободы, выхолащивалась гуманная суть социалистического общественного устройства. Из социалистического идеала уходило главное - сам человек, его потребности, интересы, его живая жизнь"1. И это не могло не отразиться на формировании мировоззрения у молодых людей; расхождение между декларируемыми идеалами и реальной действительностью в немалой мере деформировало его. Поэтому психологические вопросы формирования мировоззрения у учащихся требуют особого рассмотрения на основе исследований, которые еще предстоит провести.
          Перечисленные проблемы должны и будут решаться в тесном содружестве науки и практики. Но, говоря о нерешенных проблемах, нельзя забывать о том, что немало уже сделано. И это целесообразно взять на вооружение практическим работникам.
          Цель психологии воспитания - изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия. В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности. Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.
          Воспитание - сложный, многогранный, диалектически противоречивый целенаправленный процесс формирования человека. Сложны структура и содержание личности, разнообразны и неоднозначны условия и факторы ее формирования, сложен и вместе с тем раним организм подрастающего человека. В диалектической связи находятся процессы формирования и развития личности и физического развития человека. К сожалению, это не всегда принимается во внимание педагогами. Между тем установлены связи между телосложением человека, его темпераментом, а потому, в известной мере, его характером и расположенностью к некоторым заболеваниям, в том числе и алкоголизму. Сказываются на характере и поведении молодого человека его рост, вес, внешность. И это должно обязательно учитываться при выбора средств педагогического воздействия и оценке его эффективности. Нередки противоречия в самом процессе воспитания, что обусловлено, например, различием между миропониманием, ценностными ориентациями взрослого и подростка. Вследствие этого порой возникают конфликты между старшими и младшими. Противоречивы присущее подрастающему человеку стремление к самостоятельности - и неизбежная необходимость педагогически регулировать процесс его становления, направлять его в русло общепринятых требований. Противоречивы методы убеждения и принуждения, гуманного подхода к воспитаннику и необходимость в некоторых случаях его наказания и т.д. И эти противоречия требуют глубоко продуманной целенаправленности воспитания.
          Воспитание - процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает. Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию.
          В воспитании всегда взаимодействуют воспитатель и воспитанник, коллектив и отдельные его члены. Воспитанник - не пассивный объект педагогического воздействия. Меняясь под влиянием этого воздействия, он, сознательно или неосознанно, сам начинает влиять на педагогов и коллектив, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания. Подрастая и осознавая себя как личность, воспитанник начинает менять и самого себя. У него формируется своя точка зрения на людей, на многие явления окружающей его действительности. Он пытается ориентироваться в сложных вопросах внешней и внутренней политики государства. Происходит известная переоценка ценностей. То, что он принимал на веру, будучи ребенком, теперь нередко подвергается критическому анализу. Как-то, например, пятнадцатилетний сын в ответ на замечание своего отца сказал ему: "Но и ты не святой!" А ведь совсем недавно он беспрекословно верил отцу, не видел его недостатков.
          У подростков появляются новые интересы, отчетливо проявляется стремление к независимости. Взрослых порой раздражают тон подростка, манера и круг его общения, непослушание. Но при этом они часто не различают поступки подростка, форму его высказываний и их суть. Бестактная форма - явление отрицательное, но оно нередко лишь отражает соответствующее поведение некоторых взрослых. Часто акцентируя внимание на форме поведения подростка, взрослые не задумываются о его мотивах.
          Юность - это возраст активного, заинтересованного овладения жизненным опытом, человеческими идеалами, возраст активного, глубокого всестороннего познания мира. Именно в этом возрасте подростки и юноши настойчиво стремятся к познанию бытия во всем его противоречивом многообразии. И именно в этом возрасте наиболее опасны ошибки и пробелы идеологической работы.
          Юношеству свойственно стремление к обсуждению, и при том весьма эмоциональному, широкого круга самых разных проблем: и человеческих отношений (прежде всего!), и политики государственных деятелей, и международной политики, и вопросов борьбы с тяжелыми недугами, и проблем искусства. Ничего, что порой их жаркие споры бывают и наивными, фантастическими. Не надо пресекать их, бестактно подчеркивая неопытность и неосведомленность ребят. Ведь в подобных дискуссиях проявляется стремление познать мир, жизнь, законы бытия. В этом начало осмысливания происходящего вокруг и в себе, в этом бурный и интенсивный процесс формирования мировоззрения. Надо помочь юношеству в его поиске, помочь, но со строжайшим соблюдением требований педагогического такта, помочь на "равных". Тогда молодые люди прислушаются к голосу взрослого, будут считаться с ним.
          Не так уж редки конфликты между учащимися, с одной стороны, и преподавателями общественных дисциплин и литературы - с другой, когда преподаватель ставит ученику плохую оценку только за то, что тот высказал не традиционную, устоявшуюся, а свою собственную точку зрения на событие, об авторе, художественном произведении. Что можно сказать? Если допущена фактическая ошибка, если ученик не приготовил урок и прикрывается демагогией - это действительно плохо. А если у ученика свое видение явления? Если он по-своему понял его? Если, наконец, ему не нравится то, что нравится большинству? "Двойка" здесь не только неуместна - она вредна, потому что пресекает познавательную инициативу подростка, задевает его самолюбие, подавляет его право на свободное высказывание, может со временем превратить его в угодника, начетчика и фарисея.
          В идейном и нравственном воспитании молодежи, да и не только молодежи, ни одна задача не может быть решена волевым путем, неразумным использованием какого-либо педагогического приема, достаточно психологически и педагогически не обоснованных мероприятий. Здесь, как нигде, нужна высококвалифицированная пропагандистская работа, терпеливое разъяснение, убеждение, личный пример, умение выслушать своего собеседника и понять его. В воспитании молодежи В. И. Ленин особо подчеркивал роль убеждений. Молодым людям "надо всячески помогать, относясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественно убеждения, а не борьбы"2.
          Человек воспринимает и познает окружающий его мир субъективно. Любое явление воспринимается им через призму уже сложившихся взглядов и убеждений, своего жизненного опыта.
          Учащиеся стремятся к познанию смысла жизни. Отсюда их вопросы: для чего мы живем? есть ли на самом деле любовь? вечно ли и так уж ли непобедимо зло? как правильно жить? почему мы не всегда можем справиться с подлецами? и другие.
          Юношество категорично и прямолинейно. Оно требует немедленных и нередко лишь однозначных ответов на свои вопросы. Требует формулы жизни. И молодые люди должны получить эти ответы. В ином случае различные теоретические положения останутся для учащихся абстрактными понятиями, "повиснут в воздухе". Но подлинное познание жизни происходит у молодых людей в общественно полезной деятельности, в труде. Для школьников профессиональный труд - их будущее. Для учащихся профтехучилищ - это их реальное сегодня.
          Психология воспитания изучает изменения, которые происходят в личности подрастающего человека, закономерности и особенности формирования его характера, привычек, потребностей, мотивов и способов поведения, новых чувств и отношений, закономерности формирования его мировоззрения - совокупности общих научных сведений о мире, осознанных общечеловеческих и классовых интересов и идеалов, правовых и нравственных норм, социальных приоритетов и гуманистических ценностей - всего того, что определяет выбор линии поведения человека в жизни, его отношение к обществу и к самому себе. В центре внимания психологии воспитания находится личность, ее связи с окружающей и формирующей ее средой.
          Под целью воспитания А.С. Макаренко имел в виду программу человеческой личности, программу Человеческого характера, который понимал весьма широко: характер внешних проявлений личности и ее убежденности, ее политические взгляды, знания3. Педагоги должны иметь такую программу, утверждал он. К сожалению, психолого-педагогическую программу формирования личности наука еще не создала, разработаны лишь определенные подходы к этому. Думается, что это одна из причин затруднений, которые испытывают педагоги в решении некоторых проблем воспитания. Нелишне напомнить и еще об одном требовании А.С. Макаренко, которое он рассматривал в качестве важного принципа воспитания: единство уважения к учащемуся и высокой требовательности к нему. Требовательность, хотя и не всегда целеустремленную и последовательную, мы в большинстве случаев к учащимся предъявляем. Что же касается уважения личности учащегося - это еще не стало незыблемым принципом деятельности всех, без исключения, педагогов. Еще нередки случаи недоверия к подросткам, к их силам, их возможностям. Это выражается у иных воспитателей в авторитарном стиле руководства, в нажиме на учащихся, в подмене самоуправления игрой в него, а то и просто в педагогической бестактности, доходящей в отдельных случаях до унижения учащихся, оскорбления их.
          Уважать учащегося - значит верить в него, проявлять по отношению к нему максимум такта, видеть в нем человека, личность.
          У одних взрослых неуважение к ребенку, подростку свидетельствует о их низкой общей культуре, у других - о том, что в лице подростка они видят лишь объект педагогического воздействия, не играющий сколько-нибудь значительной активной роли в учебно-воспитательном процессе. Некоторые под личностью склонны понимать лишь социально зрелого, сформировавшегося взрослого человека. Мы категорически не разделяем такого мнения. С ним можно согласиться, если речь идет о выдающемся человеке, когда говорят: вот это - Личность! Но это скорей литературное, образное понятие. А если строго исходить из марксистского понимания человека как совокупности всех общественных отношений? Ведь в систему отношений человек включается, без преувеличения можно сказать, с момента своего рождения. Да, на первых порах он лишь объект воздействия в системе сложных человеческих отношений. Но вскоре он начинает проявлять и с в о е отношение к людям: в улыбке, в плаче, в иных эмоциональных проявлениях. С появлением речи его отношение обогащается, усложняется, как обогащается и усложняется система отношений, в которую он включен. И с его личным отношением считаются, действуя так или иначе в зависимости от его поведения. Он уже перестает быть только объектом воздействия. Он уже влияет на процесс своего воспитания. Из биологического индивида он начинает перерастать в личность. Реки начинаются с маленьких ручейков. Личность - с элементарных проявлений своего Я. Со временем она обогащается, развивается, нередко перерастая действительно в Личность. Личность взрослого из ничего возникнуть не может. Она закладывается в раннем детстве, бурно формируется в юности, постоянно обогащается в зрелом возрасте.
          Учащийся профтехучилища - это развивающаяся, социально еще не зрелая, но вне всякого сомнения личность. Его производственная деятельность и поведение в коллективе социально значимы. Он субъект общественного поведения в коллективе училища и в производственном коллективе базового предприятия, субъект общественных коммуникаций, связей. И он носитель весьма развитого сознания, потому что его жизненный опыт не так уж мал, что нередко недооценивается взрослыми. И он заслуживает не меньшего уважения, чем социально зрелая личность.
          Воспитание личности невозможно без ее знания и понимания. Однако до сих пор мы встречаемся со странным явлением. Едва ли здравомыслящий человек без медицинского образования станет учить врача, как лечить. Никто из нас не вмешивается в работу мастера, когда он ремонтирует телевизор, так как понимаем, что без специальных знаний тут не разобраться. Но в вопросах воспитания разбираются все! Родители подчас бесцеремонно вмешиваются в работу преподавателя и судят о его профессиональной компетентности. Преподаватель снисходительно относится к рекомендациям психолога, а часто просто игнорирует их, хотя я его психологическая подготовка, как правило, крайне недостаточна. Большинство привыкло смотреть на воспитание как на весьма простой процесс: были бы жизненный опыт да здравый смысл, и иди, воспитывай! Ссылаются на то, что, мол, во времена оно простые необразованные крестьяне прекрасно воспитывали своих детей. Верно, жизненный опыт и здравый смысл играют неоценимую роль в воспитании. Верно и то, что подрастающего человека воспитывает буквально всё и все, а не только родители и дипломированные педагоги. Но в человеческом обществе произошли и происходят огромные изменения. Много сложнее стала жизнь, а потому - и воспитание. Эрудиция современного ребенка в десятки раз превосходит эрудицию патриархальных крестьян. Воспитание по интуиции, по своему образу и подобию, исходя лишь из здравого смысла, давно стало архаизмом. Воспитание подрастающего человека без знания педагогики, психологии, физиологии, гигиены и многого-многого другого - это воспитание "на авось". Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей. Понятия личность и человек иногда используются как синонимы. Понятия эти едины, но не тождественны. Личность вне человека и человек вне личности - абсурд. Вместе с тем человек - понятие более широкое и емкое, это единство организма и психики, биологического и социального, а личность - сущность человека, психическое отражение отношений, в которых он воспитывался и рос.
          Общество может влиять на формирование личности непосредственно и опосредованно. Непосредственное влияние оказывают средства массовой информации, произведения искусства, литературы, кино, театр, примеры массового героизма и трудовой самоотверженности людей и многое другое. Осознание и усвоение этого и является непосредственным отражением наших общественных отношений.
          Опосредованное влияние общества на человека происходит через окружающую его социальную микросреду - семью, учебное заведение, друзей и других людей, чье мнение для него значимо. Но есть и другие объективные и субъективные факторы, которые могут как способствовать правильному осознанию человеком общественных отношений, требований нашего общества и государства, формированию навыков и привычек нравственного поведения, так и противодействовать этому, а то и просто отрицательно влиять на личность. Это окружающие человека люди, его личные связи, так называемые референтные группы, в которые входит человек и которые оказывают на него большое влияние. Человек как личность не формируется вне референтных групп. И сущность его - это совокупность общественных отношений, отраженных и преобразованных референтными группами.
          Особенности человека, его характер, социальная направленность определяются воспитанием и особенностями среды, в которой он живет и действует. В педагогической теории и практике это означает, что личности вне людей, вне коллектива нет и быть не может. Первый коллектив, в котором начинается формирование личности, - это семья ребенка. Сначала она одна играет решающую роль в его воспитании, потом начинает сотрудничать с детским учреждением - детским садом, школой, училищем, внешкольным учреждением. Если семья и учебное заведение действуют рука об руку, если семья благополучна, если учебное заведение - это, как принято говорить, коллектив единомышленников, положительный эффект воспитания будет налицо. При серьезных противоречиях между родителями, частых и глубоких конфликтах в семье, разногласиях между семьей и учебным заведением учащиеся не получают должного воспитания, возникает и углубляется педагогическая запущенность ребенка, которая в особо неблагоприятных условиях приводит его к правонарушению
          В результате индивидуального психического развития личности формируется ее определенная структура, которая рассматривается в трех планах: эволюции человека, изменения его психофизиологических функций в ходе возрастного развития от рождения до глубокой старости; истории развития человека, его становления как субъекта труда, познания и общения; истории личности, жизненного пути человека. Как индивид, человек характеризуется определенными психофизиологическими функциями и органическими потребностями. В основе структуры личности - ее общественные функции или, как нередко говорят, социальные роли, а также цели поведения и деятельности и ее ценностные ориентации. Наконец, как субъект практической деятельности, человек характеризуется личными, обусловленными выполняемой деятельностью свойствами и теми техническими средствами труда, которые способствуют наиболее эффективному использованию этих свойств. Такой подход к структуре личности, предложенный выдающимся советским психологом Б.Г. Ананьевым4, имеет большое практическое значение. Чтобы понять личность ученика, целеустремленно изучать его индивидуальные особенности, программировать учебно-воспитательную работу с ним, необходимо использовать высказанные положения.
          Важнейшим стимулом действий и поведения человека являются его потребности - духовные и материальные. Духовные потребности зависят в первую очередь от воспитания, но в их проявлении и формировании некоторую роль могут играть наследственный фактор, заложенные в человеке от рождения задатки. Этим, например, определяется стремление одаренных подростков к музыке, рисованию, техническому творчеству и т.д. Потребности материальные в основном зависят от воспитания. У человека с мещанской идеологией они преобладают над духовными. К материальным потребностям относятся и физиологические - в еде, сне, половые и др. В зависимости от воспитания они проявляются, реализуются и влияют на поведение человека по-разному. Каждый, например, испытывает потребность в комфорте. Но один все силы тратит на то, чтобы приобрести для своей квартиры роскошную обстановку, лишь бы следовать моде, другой покупает только то, что действительно необходимо и красиво. Половые потребности - потребности естественные, присущие каждому от рождения. У большинства людей они находят свою реализацию в условиях крепкой семьи, в заботе о детях. Часть же удовлетворяет лишь свою физиологическую потребность, не задумываясь о последствиях своих действий, не испытывая ни малейшего духовного влечения к половому партнеру. Вот почему сегодня так остро ставится вопрос о нравственных основах воспитания, в том числе и полового, о подготовке молодежи к браку и семейной жизни.
          Основное условие и главная сфера формирования и проявления личности - деятельность. Единство слова и дела, организация педагогически целесообразной среды, образа жизни учащегося и его социально значимой деятельности в единстве с его обучением и просвещением - это должно быть прежде всего в поле зрения и объектом заботы инженерно-педагогических работников и коллектива профтехучилища в целом.
          В связи с этим - о роли слова в воспитании. Педагоги порой злоупотребляют словом, а иной раз и недооценивают его или используют неверно. Слово дает теоретические знания, играет большую роль в формировании целей и мотивов деятельности, но жизненный смысл оно приобретает лишь в единстве с делом. "Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях" А. С. Макаренко считал пустым занятием, порождающим ханжество и болтовню.
          При каких условиях слово может быть наиболее эффективным? Оставив в стороне общеизвестные дидактические истины (четкость изложения материала учащимся, безукоризненность языка учебников и речи педагога, доступность материала пониманию учащихся и т.п.), обратим внимание на ряд других условий. Первое: авторитетность человека, слово которого должно воздействовать на подростков. Для них должностные авторитеты (директор, мастер, преподаватель) если и существуют, то лишь на первом этапе сотрудничества. Присматриваясь к человеку, подросток по-своему оценивает его. И в зависимости от этой оценки в большой мере находится коэффициент полезного действия слова. Чем более уважаем человек, тем большую силу воздействия имеет его слово. Второе: эмоциональная окраска слова. Особенно большое значение это имеет в преподавании общественных дисциплин. Монотонное, тусклое изложение даже очень существенного и интересного для учащихся материала резко снижает его педагогическую ценность. Третье, и это, пожалуй, главное: единство слова и дела. Это единство обеспечивается по-разному, но наиболее распространенными являются три его варианта. Слово может предшествовать делу и делом подкрепляться. Слово может следовать за делом, анализируя, оценивая его. Слово может подкрепляться жизненным опытом учащихся, равно как жизненным и производственным опытом людей вообще.
          Подросткам и юношам свойственны известная категоричность и торопливость суждений. И вместе с тем - стремление к познанию и самопознанию, проникновению в суть явлений, осмысливанию их причинной взаимосвязи и взаимозависимости. Это не противоположные качества, не недостаток и достоинство. Это две стороны одного и того же явления, проявление диалектического противоречия в умственной деятельности учащихся этого возраста, противоречия развития. Стремление к самостоятельному познанию действительности и самого себя сочетается с недостатками знаний и жизненного опыта. Отсюда и категоричность и торопливость суждений. Просто принимать это как естественное проявление возраста нельзя, потому что категоричность и торопливость могут со временем перерасти в верхоглядство, самоуверенность и привести при стечении неблагоприятных обстоятельств к ошибочным поступкам или даже неправильному поведению в целом Педагог должен преодолевать этот недостаток в процессе систематического обучения учащихся, не только реализуя соответствующее содержание учебных программ, сообщая ребятам какие-то знания, но и обучая их мыслить, рассуждать, самостоятельно овладевать знаниями.
          Человек, овладевший системой знаний, учится мыслить логически, последовательно и доказательно. Воспитание логического мышления может и должно осуществляться на уроках любого предмета, но особенно большую роль в этом играет изучение дисциплин естественнонаучного цикла и специальной технологии. Немалый вклад в развитие логического мышления вносят занятия техническим творчеством, где сливаются воедино гибкость мысли, смекалка и хорошие знания.
          Сказанное не только обусловлено практикой, педагогическим опытом. Оно прямо вытекает из чрезвычайно важных суждений В. И. Ленина. "Логическое лишь тогда получает свою истинную оценку, когда оно является в результате научного опыта; оно представляется тогда духу общею истиною, стоящею не наряду с прочими материями и реальностями, как отдельное знание, но составляющею сущность всего этого содержания", - цитирует В.И. Ленин Гегеля в "Философских тетрадях"5. И далее замечает: "...практикой своей доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий, знаний, науки"6. И еще: "Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему".
          Процесс овладения знаниями должен вызывать у учащихся определенные переживания. "Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам, - писал В.А. Сухомлинский. - Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается"7. Большую роль переживаний учащихся в процессе учения подчеркивает известный советский психолог и педагог Ш.А. Амонашвили8.
          В заключение - о взаимосвязи психологии воспитания и методики воспитательного воздействия. Между ними существует теснейшая связь, но отождествлять их, с чем мы иной раз встречаемся на практике, не следует. Иногда педагоги говорят: "Мы использовали все средства воздействия на ученика! Но ничто не помогло!" - и ищут причины неудач где-то на стороне и в методах воспитательного воздействия. Но метод сам по себе ничего не значит, если его не соотнести с целью воздействия и особенностями личности учащегося, а также со сложившейся психолого-педагогической ситуацией. Как известно, метод индивидуальной беседы, например, считается весьма полезным и чаще, чем другие, используется в педагогической практике. Но этим же методом часто злоупотребляют в работе с педагогически запущенными учащимися, несовершеннолетними правонарушителями: говорят, уговаривают, убеждают... И никакого результата! Не метод виноват в подобных случаях. Просто он не столь эффективен по отношению к таким подросткам. Убеждения, разъяснения, конечно, не теряют значения в работе с ними. Но не меньше нужны здесь и меры наказания, принуждения, а мы их используем весьма нерешительно Без знания общей психологии, психологии воспитания и индивидуальных качеств своего воспитанника в особенности педагог работает вслепую, интуитивно, полагаясь лишь на свой опыт да на методические традиции, которые далеко не всегда бесспорны. Этим, в частности, обусловлено "формотворчество", погоня за новыми, необычными формами работы без их должного психологического и педагогического обоснования. И о труде организаторов и руководителей воспитательного процесса нередко судят по внешней эффективности придуманных ими мероприятий, а не по их конечному педагогическому результату. Затрачивается масса времени, сил, но коэффициент полезного воспитательного воздействия оказывается непропорционально малым, а то и просто в значительной настоящее пособие. Кеч™ оно ^леко ^ целью " нзписано вопросов и проблем психологии воспитания не исчерпывает. Всех педагогу-практику некоторые психологгр, пытались дать ему в понимании своих учащихся тп2 ориентиры помочь личности и поведения У ЩИХСЯ> ос°бенностеи формирования их