Наши школы обременены множеством предметов, при которых каждым, в свою очередь, представляет массу материалов и принципов. Задача наших преподавателей усложнилась благодаря тому, что они убедились в необходимости иметь дело с индивидуальностью каждого ученика, а не с их массой. Чтобы в будущем эти пути не шли вразброд, должно быть найдено общее направление, объединяющий принцип. Настоящая книга является выражением того убеждения, что необходимый основной и объединяющий фактор находится в нри.чпашш конечной целью такой постановки ума, такой привычки мышления, которые мы называем научными. Такая научная постановка ума может, разумеется, считаться совершенно чуждою обучению детей и юношества. Но настоящая книга является выражением убеждения, что дело обстоит не так и что прирожденное и неиспорченное состояние детства, отличающееся горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям, находится близко, очень близко к состоянию научного мышления. Если эти страницы помогут кому-либо признать это родство и серьезно рассмотреть, к чему приведет признание его в практике воспитания, на пути к индивидуальному благополучию и облегчению социальных зол, то книга вполне достигнет своей цели. Едва ли нужно перечислять авторов, которым я обязан благодарностью. Больше всего я обязан своей жене, которою вдохновлены идеи этой книги и благодаря работе которой в образцовой школе, существовавшей в Чикаго с 1896 г. до 1903 г. эти идеи приобрели такую конкретную форму, возможную только при осуществлении и испытании их на практике. Мне приятно также признать себя обязанным уму и симпатиям тех, кто в качестве преподавателей и воспитателей содействовал ведению этой школы, особенно миссис Элле Флагт Юнг, в то время ассистентке университета, а теперь инспектриссе школ в Чикаго.
Нью-Йopк. Декабрь 1909 г.