Когда после сражения у Бородино в 1812 году прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, на это один из них ответил: "Во всем виноваты лошади - они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места".
В этом диалоге отразилось главное отличие управления человеком, по сравнению с животными, своим поведением - наличие мотивации и "силы воли".
Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии.
Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.
Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность понятия "воля" другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону - способность преодолевать затруднения и препятствия. Нередко произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.
Все это вызывает значительные трудности при изложении данной проблемы как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития "силы воли".
Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.
Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение проблемы воли как произвольного, т.е. сознательного и преднамеренного (мотивированного) управления человека своим поведением, деятельностью, эмоциями.
Вопрос о сущности воли с самого начала его изучения оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию - неизбежно касались и волевой регуляции. И это неслучайно, так как оба эти направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему - механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом - отрывать их друг от друга. И то и другое приводит, в итоге, к тому, что мотивация, в большинстве случаев, изучается как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены. Например, В. И. Селиванов пишет, что "несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений" [1971, с. 9]. Моя же позиция заключается в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации человека в его волю. Еще Н. Ах (N. Ach, 1905) писал, что из двух сторон проблемы воли - осуществление намерения и детерминация - в имеющихся работах рассматривалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю.
Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю - не только как мотивацию), но, наоборот, мотивацию как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления.
Однако пусть читателя не удивляет, что в данной книге вопросы мотивации не рассматриваются. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвящена другая книга (Е. П. Ильин. Мотивация и мотивы. - СПб., Изд-во "Питер", 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и вторая книга лишь подробно рассматривает одну из функций воли (произвольного управления).
Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое, так как без мотивации нет воли, функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопросы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Подробно рассматриваются соотношения между произвольным управлением и волевой регуляцией, вскрывается, что стоит за понятием "сила воли", по-новому раскрывается сущность и структура волевых качеств. Дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце книги в приложении приведены научный и бытовой волевой терминологический и фразеологический словари, а также методы и методики изучения волевой регуляции.
При написании данной книги я опирался не только на литературные источники, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные экспериментальные данные, полученные моими учениками.