СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово
Предисловие

I. Психология и искусство обучения

          Организация воспитания в Америке. Чего учителя могут ожидать от психологии. Методы обучения должны быть согласованы с законами психологии, но не могут быть непосредственно выведены из последних. Искусство обучения и военное искусство. Значение психологии для воспитания. Обязанности учителя по отношению к изучению детства.
II. Поток сознания
          Наша душевная жизнь слагается из последовательных полей сознания. В этих полях есть фокус и край. Разница между этим взглядом и теорией "идей".
III. Дитя как действующий организм
          Душа как чистый разум и душа как руководитель в практической жизни. Последний взгляд более распространен в настоящее время. Он положен в основу настоящих бесед. Основания для этого. Дело учителя - воспитывать учеников для действия.
IV. Воспитание и действие
          Определение понятия "воспитание". Продуктом воспитания всегда являются действия. Различие национальных идеалов: Германия и Англия.
V. Необходимость реакций
          Всякому впечатлению должно соответствовать какое-нибудь выражение. Заучивание наизусть. Обучение ручному труду. Ученики должны знать свои баллы.
VI. Врожденные и приобретенные реакции
          Приобретенным реакциям должны предшествовать врожденные. Пример: ребенок приучается просить, а не хватать. У человека больше инстинктов, чем у других млекопитающих.
VII. О врожденных реакциях
          Страх и любовь. Любопытство. Подражание. Соревнование. Взгляд Руссо на соревнование. Ошибочность этого взгляда. Честолюбие, задор, гордость. Мягкая педагогика и склонность к борьбе. Чувство собственности. Его применение в воспитании. Склонность к строительству. Обучение ручному труду. Непостоянство инстинктов. Порядок их появления.
VIII. Законы привычки
          Хорошие и дурные привычки. Привычки обусловлены пластичностью органических тканей. Цель воспитания - сделать выполнение полезных привычек автоматическим. Правила для образования привычек: 1) решительное начало; 2) не допускать исключений; 3) пользоваться первым представившимся случаем для действия; 4) не надо проповедей. Дарвин и поэзия: без упражнения наши способности глохнут. Привычка к умственному и телесному отдыху. Пятое правило: упражняй в себе способность к усилию. Внезапные перемены характера совместимы с законами привычки. Огромное влияние привычек на характер.
IX. Ассоциация представлений
          Она обусловлена привычкой. Законы ассоциации: смежность и сходство. Учитель должен образовать полезные системы ассоциаций. Характер определяется обычными ассоциациями. Нельзя заранее определить путь наших ассоциаций. Мы можем проследить их течение, но не предсказать его. Интерес отклоняет это течение. Преобладающие части поля сознания. При обучении надо разнообразить приемы.
X. Интерес
          Врожденные интересы ребенка. Каким образом неинтересные предметы становятся интересными. Правила для учителя. Подготовка к уроку. Все позднейшие интересы происходят от первоначальных интересов.
XI. Внимание
          Интерес и внимание - две стороны одного и того же явления. Произвольное внимание отрывочно. Гений и внимание. Предмет должен быть разнообразен, чтобы привлечь к себе внимание. Механические средства. Физиологический процесс. Новое в старом возбуждает интерес. Интерес и усилие совместимы друг с другом. Блуждание ума. Оно не делает непременно духовную жизнь бесплодной.
XII. Память
          Память обусловлена ассоциацией представлений. Ничто не припоминается без реплики. Память обусловлена пластичностью мозга. Врожденная сила памяти. Она может быть заменена большим числом ассоциаций. Сила памяти каждого отдельного лица есть его неизменное свойство. Мы обладаем не одним видом памяти, а многими. Научные системы как опоры памяти. Технические приемы запоминания. Зубрение. Элементарная память не может быть исправлена. Польза заучивания наизусть. Измерения непосредственного запоминания. Они проливают мало света. Увлечение предметом - главное условие продуктивности работы. Память зрительная, слуховая и т. п. Степень забывания, опыт Эббинггауса. Влияние тех знаний, которые не поддаются воспроизведению. Чтобы запомнить, надо мыслить и связывать.
XIII. Приобретение представлений
          Воспитание дает запас понятий. Порядок их усвоения. Ценность словесного материала. Отвлеченности различного порядка; когда они могут быть усвоены. Ошибочные понятия детей.
XIV. Апперцепция
          Определение процесса апперцепции. Закон экономии. Закоренелый консерватизм. Сколько есть типов апперцепции? Необходимо постепенно создавать новые рубрики для классификации. Изменения апперципирующей массы. Мы оперируем видовыми названиями. После двадцать пятого года жизни приобретается мало основных понятий.
XV. Воля
          Определение понятия "воля". Всякое состояние сознания стремится перейти в действие. Идеомоторные действия. Задержка. Процесс обдумывания. Почему такое небольшое число представлений переходит в действие? Воля с точки зрения ассоциационной теории. Воля как продукт взаимодействия влечений и задержек. Стремительная и задержанная воля. Тип совершенной воли. Упорная воля. В чем заключается формирование характера. Правильность действия зависит от правильности взгляда на положение. Усилие воли есть усилие внимания. Дилемма пьяницы. Важное значение произвольного внимания. Сила этого внимания неопределима заранее. Признание свободной воли. Два типа задержек. Взгляд Спинозы на задержку посредством высшего блага.

Заключение