ПРЕДИСЛОВИЕ

Новый учебный год... С чего начинать? Остановиться! Задуматься! Привести все в порядок! Позвать на помощь! Есть ли на свете учитель, который не испытывал священного трепета, начиная новый учебный год? Существует ли педагог, который в душе не лелеял надежды, что этот год будет по-настоящему плодотворным, что дети будут стремиться к знаниям, что класс станет для них местом желанной встречи со своим учителем и товарищами, что между ними установятся добрые взаимоотношения?
          Понимая, как много у учителя работы, слыша его вечное заклинание: "Никаких новых программ, никакой дополнительной нагрузки!", мы обещаем, что не будем загружать вас. Мы предлагаем ознакомиться с нашей программой и надеемся, что она облегчит и приведет в систему то, что вы без нас делаете в классе.
          Эта программа интегрирует несколько ключевых задач, стоящих перед учителем начальных классов по формированию у детей базовых навыков и умений. Она также придает законченность процессу развития мышления, ощущения себя личностью, способности устанавливать взаимоотношения с людьми и другим социальным умениям.
          Программа предлагает логическое обоснование, ведущие идеи и виды деятельности по установлению правил и порядка в классе и в школе. Она помогает учителю определить приоритеты деятельности, определяет порядок осуществления выдвинутых здесь идей.
          С ее помощью вы сможете достичь более высоких результатов в повседневной жизни класса и поведении каждого ученика. Программа поможет вам эффективно обучать каждого и тем самым изменить жизнь ваших учеников. В ней четко прослеживается мысль о том, что сегодняшние учителя способны учить, а ученики способны усваивать знания только при условии подлинно уважительных отношений друг с другом.
          Программа отстаивает необходимость дискуссий в классе как составной части ряда (чтения, письма и т.п.). В ходе этих дискуссий учитель вместе с учениками обсуждает возникающие проблемы отмечает достижения, беседует о потребностях и чувствах ребят.
          Вы, учитель, обсуждаете с детьми вопрос о том, как ликвидировать препятствия, возникающие на пути обучения и учения. При этом вы никогда не теряете своего авторитета в глазах ребят напротив, всякий раз показываете им, какова ваша роль в их жизни. Приоткрывая перед ребятами завесу часто скрытого от них важнейшего воспитательного элемента процесса обучения, вы даете им возможность почувствовать собственный профессионализм, готовность прийти на помощь. Ваши ученики постигают новую для них ответственность перед самим собой, ответственность за собственное будущее.
          Но работать по этой программе вы можете только при условии поддержки со стороны директора школы. Поэтому постарайтесь объяснить ему: все, что вы собираетесь делать, не противоречив установленному учебному плану, виды деятельности, предусмотренные программой "Свобода учиться, свобода учить", будут включены в уроки по чтению, письму, изобразительному искусству и музыке.
          Вам предстоит ввести идеи этой программы в течение первой недели нового учебного года. В течение первых двух недель вместе с ребятами разработать приемы, помогающие поддерживать обстановку добросовестности, заботы в классе. К концу первого месяца обучения вы практически сумеете освоить со своими ребятами все основные идеи этой программы.
          Мы обещаем, что
          - ваши ученики станут внимательнее на уроках;
          - ваши ученики станут лучше учиться;
          - ваши ученики почувствуют, что они стали участниками подлинного учебного сообщества, которое неизбежно возникнет в классе.
          Вы будете меньше уставать к концу рабочего дня. Вы станете больше гордиться собой.

Джоэн С. Шейн и Лиса Кумекер