Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности - творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной. Особое место в формировании такой личности занимает работа с одаренными детьми.
Известно, что наибольшая сензитивность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром (Б.Г Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д Грэхэм, В.В. Давыдов, Л.В Занков, X. Кемп, R Кэмпбелл, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Ж- Пиаже, К. Роджерс, Л.С. Славина, Б. Спок, Д.Б. Эльконин и др.).
Значительную роль в развитии ребенка играет школа. Важно, чтобы именно здесь сложился психологически необходимый ребенку институт, где он мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои чувства и мысли.
Вместе с тем, российское образование последних лет предполагает, в основном, лишь усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, учебно-воспитательный процесс строится без учета индивидуальности ребенка, и школа часто остается для него "холодным домом", где не хватает эмоционального тепла, доброжелательности, личной заинтересованности педагогов в его успехах. Так, 62,3% опрошенных нами учителей и 68,6% родителей считают, что "школа находится в глубоком кризисе, и требуются существенные, коренные преобразования в ней", при этом 71,5% родителей и только 15% учителей считают, что "в первую очередь надо изменить отношение к ученику", 33,8% учителей и 46,2% родителей выделяют наличие собственных "негативных установок" на ребенка. Лишь 16,2 % учителей отмечают, что за последние годы процессы, проходящие в их школе, меняют положение дел в лучшую сторону и всего 3,6% из них отмечают, что "эти изменения касаются оптимизации развития ребенка"1. В такой обстановке сложно говорить об особой системе работы с категорией одаренных детей. В современной российской массовой школе осуществить индивидуальный подход в развитии одаренности практически невозможно.
Такое положение дел отмечается не только в российских школах. Успешное образование, развитие одаренности ребенка в школе и в западной культуре является проблемой номер один. Американский психолог У. Глассер считает, что "преобразовывать нужно саму экологию школы"2, чтобы те, для кого она предназначается, не чувствовали себя в ней лишними людьми, имели возможности и условия для развития всех сторон своей личности.
Требования динамичной перестройки образовательного процесса школы, широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированного подхода обусловливается и рядом противоречий между:
Разрешение выделенных противоречий путем интенсификации учебно-воспитательного процесса увеличивает нагрузку на интеллектуальную, когнитивную, эмоциональную сферы ребенка, требует значительных физических усилий со стороны самого развивающегося школьника. Раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличивающийся объем информации, повышение требований к образованию, желание развить умственные способности детей и их творческую активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностью сохранения и укрепления их здоровья. Это порождает еще одно противоречие - между потребностью в формировании образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, внутренне свободной, всесторонне развитой, т. е. одаренной, личности, способной ценить себя и других, что требует больших усилий от нее самой, и необходимостью сохранения физического и психического здоровья ребенка. Последние годы, поданным госстатистики, отмечается значительный рост числа заболеваний школьников: каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% школьников имеют различные отклонения в физическом развитии, лишь 14 % выпускников школ здоровы. Тем не менее, стране нужны здоровые профессионалы, способные полноценно влиять на ход ее развития.
Чтобы быть реализованным, всестороннее гармоничное развитие личности, ранее лишь декларировшееся, должно опираться на реальные законы развития ребенка, механизмы их использования в педагогическом процессе. "Пока что, законы воспитания, образования и обучения, в их единстве, заменяются либо настолько общими положениями, что их практическое использование чрезвычайно затруднено, либо частными, имеющими слишком узкое значение и неподдающимися переносу в новые ситуации, либо откровенными трюизмами. Не зная объективных, устойчивых связей между целями, возможностями, содержанием, условиями, средствами и результатами педагогического действия, т.е. не зная законов, педагогика, разумеется, не может предложить их практике"'. Поставленная А.В. Петровским восемь лет назад проблема актуальна и в настоящее время.
Безусловно, в современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений решения выделенной проблемы и преодоления отмеченных противоречий выступает реализация личностно-ориентированного подхода в образовании, способного сыграть в жизни школьника значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития, в процессе восхождения личности к ее акме, формируя основные индивидуально - психологические характеристики человека, устойчивые паттерны поведения, которые определяют жизненные стратегии, социальные установки взрослой личности, ее жизненный путь.
Выделенная проблема носит комплексный характер и в качестве основы ее разрешения достаточно эффективен, на наш взгляд, междисциплинарный комплексный психолого-акмеологический подход. Теоретической базой такого подхода выступает акмеология - наука о наивысших достижениях в профессиональном и личностном развитии человека, об этапах движения личности какие и условиях его достижения (К.А. Абульханова, С. А. Анисимов, О.С Анисимов, А. А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, Е А. Яблокова и др.).
Разрабатывая концепцию личностно-ориентированного подхода в образовании детей, мы, в первую очередь, исходим из того, что ее реализация предполагает продуктивное развитие ребенка, повышение возможностей формирования личности, ее адаптации в современном динамичном обществе.
Личностно-ориентированное обучение, имея проблемно - направленный, творческий характер, предполагает приобретение знаний и их непосредственное практическое применение путем поиска и открытий нового, и главной задачей ставит возможность развития общих и специфических способностей ребенка, приобретение им знаний, умения и желания ими пользоваться Ребенок получает возможность развиваться соответствующим темпом в зависимости от способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса Педагог же выполняет функции организатора учебы, консультанта, старшего друга, осуществляя индивидуальный подход не только по форме, но и по содержанию воспитания и образования.
Существенно расширяется в рамках нашего подхода и представление о развивающем пространстве, в которое в качестве равноправного субъекта включаются родители. Это позволяет не только учитывать мнение родителей в организации учебно-воспитательного процесса и использовать гибкий подход к его планированию, но и активно использовать в процессе развития ребенка их знания, личностный потенциал, опыт, семейные традиции, обеспечивая при необходимости и влияние на детско-родительские отношения, корректируя их в сторону позитивности.
Продуктом такой организации процесса образования выступает развивающаяся личность, подготовленная к универсальной деятельности.
Описанию работы по развитию школьника в личностно-ориентированном процессе посвящается настоящее методическое пособие.
Авторы выражают глубокую благодарность Министерству образования Российской Федерации и Исполнительной дирекции по президентской программе "Дети России" за возможность проведения исследования и разработки настоящего пособия Особую благодарность хочется выразить заместителю министра Елене Евгеньевне Чепурных и начальнику управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Валентине Александровне Березиной за поддержку и интерес к проводимой работе Авторы от души благодарят Анатолия Алексеевича Деркача и Ирину Викторовну Калиш - научных консультантов и редакторов пособия, а также рецензентов" доктора педагогических наук, профессора Бориса Зиновьевича Вульфова и кандидата психологических наук Тамару Алексеевну Жаворонкову