ВВЕДЕНИЕ

Педагогику (как и психологию!) нельзя строить равнодушно,
потому что это - наука о человеке, а человек не прощает равнодушного к себе отношения.

А. Н. Леонтьев.

Это пособие подготовлено прежде всего для педагогов, ощущающих себя скорее воспитателями по призванию, чем учителями. Однако это не единственный его адрес. Оно может пригодиться и начинающим школьным психологам и всем категориям практических школьных и внешкольных работников, особенно в связи с тем, что общество наше переживает сейчас состояние кризиса в отношении нравственных ценностей, а потому проблема цели и задач воспитания и соответствующих им средств приобрела особую остроту. Педагог, работающий с детьми в основном как преподаватель, только выиграет (так же, как и его ученики), если получит представление о более широком спектре проблем, связанных с формированием личности, а не только в связи с интеллектом и передачей знаний. Есть и третий адрес, ради которого написана эта книга. Большинство из нас, педагогов, работающих с детьми, является родителями. К тому же, мы по роду службы, должны давать советы родителям своих учеников. Отцы и матери школьников видят в нас авторитет в области не только обучения, но и воспитания. Однако психолого-педагогическая подготовка наших учителей в плане воспитательной работы пока еще явно недостаточна. За последние два десятилетия мне приходилось, выступая перед самыми разными категориями практических педагогических работников, ставить один и тот же вопрос: что же нам нужно от детей, помимо успеваемости? И, как правило, сколько-нибудь вразумительного ответа получить не удавалось.
          Несколько лет назад в одном из московских институтов проходила психолого-педагогическая конференция, на которой один из докладчиков из южных районов страны рассказывал, что он и его коллеги задались целью выяснить представление об идеале воспитанности, бытующее среди большинства школьных работников. Провели обследование. Выяснилось, что большая часть педагогов решает этот вопрос просто, считая идеалом воспитанности... самих себя. Понятно поэтому, что представление о цели воспитательной работы школы за пределами официальных требований сильно размыто.
          Мы постарались в этой книге коснуться самых общих целей общественного воспитания, не связанных прямо ни с политическими, ни с экономическими сиюминутными интересами общества. Конечно, такая изолированность относительна. Одно дело - воспитание Человека Послушного и совсем другое - формирование личности самостоятельной и независимой, ориентированной на гуманистические ценности. Это противостояние имеет в виду уже некоторый политический подтекст. Но дальше этой, весьма опосредованной связи, мы идти бы не хотели. Впрочем, мы надеемся, читатель все поймет сам.