ВВЕДЕНИЕ

В отношении проблемы повышения эффективности педагогического труда сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, огромное количество исследований, так или иначе связанных с изучением учительской профессии, а с другой, нерешенность важнейших проблем практики педагогического труда, подготовки учителей, повышения их квалификации.
          Очевидно, необходим принципиально новый подход, иные методы и методики исследования педагогического труда и способы внедрения психологического знания в реальную практику школы.
          Глубокие, содержательные исследования известных педагогических психологов: Ф.Н. Гоноболина (1965), С.В. Кондратьевой (1984), В.А. Крутецкого (1972), Н.В. Кузьминой (1985), Ю.Н. Кулюткина (1985), В.А. Сластенина (1990), А.И. Щербакова (1981) и других посвящены изучению характерных особенностей деятельности и общения, педагогического мастерства, мышления, такта учителя, т.е. изучению феноменологии педагогического труда. Последние работы Г.А. Ковалева (1987), А.К. Марковой (1993), А.Б. Орлова (1988) и других открывают новую перспективу изучения профессионального труда учителя. Эти исследователи подготовили переход от "фрагментарного и статического" рассмотрения педагогической деятельности к пониманию педагогического труда как "целостной и развивающейся" психической реальности. Подобный переход востребован и практикой школы, нуждающейся в преодолении (и предотвращении) таких негативных явлений, как ранние "педагогические кризы", "педагогическое истощение", профессиональная стагнация учителя. Их преодоление предусматривает замену авторитарной стратегии обучения личностно-развивающей стратегией. Последняя требует существенной перестройки сложившегося к настоящему времени взгляда на психологию учителя, его профессиональное развитие. Отсюда возникла необходимость в реконструкции принципов психолого-педагогической теории, системы психологических понятий, методов исследования, т.е. разработки психологической концепции профессионального развития учителя.
          Выявление условий и факторов, детерминирующих профессиональное развитие учителя, позволит управлять этим процессам, проектировать то, что возможно и целесообразно осуществлять для такого развития.
          В книге предпринята попытка всесторонне проанализировать позитивную динамику развития личности учителя, подробно рассмотреть мотивационные, эмоциональные, поведенческие аспекты ее становления.
          Книга состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы.
          Психологическому анализу факторов, условий и движущих сил профессионального развития учителя посвящена первая часть книги. Во второй части представлены альтернативные модели профессионального развития учителя. В третьей части рассматривается технология профессионального развития учителя и конкретные формы ее реализации в системах подготовки и переподготовки учителей.
          Книга - плод многолетней научной и практической работы автора. И эта работа постоянно поддерживалась любовью самых близких людей: отца - Максима Петровича Коробейникова и Веры Сергеевны Котовской, мужа - Валерия Владимировича Митина и сына - Егора.
          Автор считает также своим приятным долгом поблагодарить своих коллег по лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического института РАО за поддержку во всех научных начинаниях, аспирантов И.В. Вачкова и О.В. Кузьменкову, писавших под руководством автора диссертационные исследования, результаты которых использованы в книге; В.К. Мульдарова, Ю.С. Жуйкова и Егора Митина за большое содействие в подготовке компьютерного варианта рукописи.