В связи с реализацией Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи" значительно возрастает роль психологических знаний в профессиональной подготовке учительских кадров. В процессе обучения в педагогических институтах студенты - будущие учителя должны не только усвоить общие закономерности психического развития и формирования личности растущего человека, но и научиться понимать внутренний мир школьника на разных этапах его жизненного пути, самостоятельно изучать его потенциальные возможности; выявлять интересы и склонности, а также причины отставания в учебе и плохого поведения отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути устранения этих причин. Этим задачам служит учебное пособие "Практикум по возрастной и педагогической психологии".
Пособие подготовлено в соответствии с новой программой курса возрастной и педагогической психологии, утвержденной Управлением учебных заведений МП СССР. При разработке настоящего учебного пособия авторы руководствовались теми же принципами и задачами, что и при построении "Практикума по общей психологии": способствовать сознательному творческому усвоению теоретических основ современной возрастной и педагогической психологии и формированию у студентов устойчивого интереса к психологическим знаниям и умениям их применения в практической деятельности по обучению и воспитанию учащейся молодежи.
В зависимости от профиля факультета и времени, отведенного в его учебном плане на семинарские и практические (лабораторные) занятия по курсу возрастной и педагогической психологии, преподаватели в каждом отдельном случае могут отобрать материал для самостоятельной работы студентов, определить процедуру обработки и оценки результатов выполнения заданий, которые в наибольшей мере будут способствовать развитию у студентов познавательной активности и самостоятельности в их учебной деятельности по данной дисциплине. По каждой теме в Практикуме для подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям, кроме учебных пособий, рекомендуется дополнительная литература с указанием автора, названия работы, страниц. Однако это не исключает возможности студентов самостоятельно, по согласованию с преподавателем, подобрать необходимую литературу.
Учебное пособие подготовлено к печати Лабораторией психолого-педагогической подготовки учителя НИИ ООВ АПН СССР совместно с коллективом кафедры психологии Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. А. И. Герцена. В подготовке практикума приняли участие: А. А. Алексеев (тема 2), И. А. Архипова (тема 7), В. Н. Бабий (тема 3), В. В. Богословский (темы 2, 8), Л. А. Регуш (темы 2, 11), Л. А. Матвеева (темы 5, 7), Д. В. Ронзин (ведение, тема 6), А. И. Раев (темы 5, 7), Е. И. Степанова (тема 7), А. А. Степанов (темы 10, 11), А. Ф. Тихонова (тема 4), А. И. Щербаков (введение, темы 1, 3, 12), А. К. Юров (тема 9).
Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений педагогических институтов. Но оно будет полезно и учителям школ, методистам, желающим расширить и углубить свои знания об учащихся и психологических основах их обучения и воспитания.
Проф. А. И. Щербаков