ПРЕДИСЛОВИЕ

Вслед за Э. Клапаредом в зарубежной и отечественной психологии было принято считать, что человек весь период своей зрелости (от 20 и до 60 лет) находится в состоянии "психической окаменелости" и утраты способностей к обучению. Поэтому почти до середины текущего столетия психология и педагогика в нашей стране и за рубежом развивалась в основном как детская психология и педагогика (педология). Только благодаря Б.Г.Ананьеву (1907-1972), главе Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы, выступившему против теории психической окаменелости взрослого человека, были развернуты в 60-х годах и продолжаются по настоящее время исследования особенностей психического развития взрослого человека и его обучения на различных этапах жизненного пути. Принципиальное значение для развития психологии и педагогики сыграли также идеи Б.Г.Ананьева о необходимости построения акмеологии и педагогической антропологии как междисциплинарных областей знаний о человеке и его воспитании, возрождения экспериментального направления в психологической и педагогической науке, преданного забвению в 1936 году.
          Особую роль в развитии и сближении психологии и педагогики сыграла и организаторская деятельность Б.Г.Ананьева по созданию им психологического факультета в Санкт-Петербургском (в то время Ленинградском) государственном университете. Открытие им в 1966 году факультета психологии, в состав которого вошла и кафедра педагогики, но с новым названием - кафедра педагогики и педагогической психологии, стало решающим фактором возрождения ее самой и педагогической психологии как науки.
          Преображение кафедры педагогики и педагогической психологии и самих этих наук шло по разным направлениям. Наиболее значимыми из них являются следующие. Развитие кафедры педагогики и педагогической психологии в этот период можно рассматривать как этап формирования особой научной психолого-педагогической школы, отличающейся единством проблематики, концептуального и научно-методического аппарата.
          Широкие масштабы развернутой в то время научно-исследовательской деятельности и работы по подготовке научно-педагогических кадров (за последние 30 лет подготовлено более 300 кандидатов и докторов наук) позволили кафедре вырасти в крупнейший учебно-научный центр федерального, а в прошлом союзного значения.
          Кафедра педагогики и педагогической психологии раньше других приступила к разработке проблем обучения взрослых и прежде всего студентов, заложив тем самым основы для оформления новой в структуре психологической и педагогической науки того периода отрасли - психологии и педагогики высшей школы, о чем свидетельствует изданный впервые учебник "Основы вузовской педагогики" (1972).
          Выдвижение взрослого человека в качестве центрального объекта психолого-педагогического исследования явилось также предпосылкой для зарождения и становления в наши дни такой новой междисциплинарной области научного знания, как акмеология.
          Кафедра педагогики и педагогической психологии оказалась в числе первых учебно-научных подразделений, где был реализован комплексный (междисциплинарный) и системный подходы к изучению проблем обучения человека на разных этапах его развития.
          Кафедре педагогики и педагогической психологии принадлежит приоритет в переводе послевоенной педагогики и психологии из описательной формы существования на принципы фундаментальных наук с широким применением разнообразных эмпирических методов, процедур измерения и математических методов обработки данных. Опыт использования нового для педагогики научно-методического аппарата был обобщен в книге "Методы системного педагогического исследования" (1980).
          30-летнее изучение психолого-педагогических проблем высшей школы позволили существенно обновить не только методологические основы педагогики и педагогической психологии, но и их концептуальный аппарат.
          Широкомасштабные исследования, проведенные в 70-90-х годах в области психологии и педагогики высшей школы, помогли раскрыть многие общие и частные закономерности обучения студентов, их профессионального становления и личностного развития. Наряду с этим показаны огромные возможности обучения взрослых с помощью современных педагогических технологий, когда они используются в разнообразных формах и сочетаниях. Кроме того, довольно подробно определены психологические предпосылки профессионализма в педагогической деятельности школьных учителей и преподавателей высшей школы. Вместе с тем остался малоразработанным или вовсе незатронутым большой ряд важных для педагогической теории и практики психологических проблем, поставленных в свое время Б.Г.Ананьевым.
          Одна из крупных актуальных проблем имеет отношение к акмеологии образования. В настоящее время человек во всех высших (акме) проявлениях его физических, психологических и духовных сил, творчества, способностей и профессионального мастерства становится предметом зарождающейся новой междисциплинарной области знаний о человеке - акмеологии. Ее частным разделом и является акмеология образования, центральной задачей которой является поиск способов и путей, ведущих взрослого человека к вершинам и расцвету его многообразных потенциалов развития. Становлению этой новой области - акмеологии образования и призвана способствовать предлагаемая читателю книга.
          В ней обобщается 25-ти летний опыт (1970-1995) изучения психолого-педагогических проблем высшей школы сотрудниками, аспирантами и соискателями Санкт-Петербургского государственного университета, других вузов г. Санкт-Петербурга и страны, координация исследований в которых осуществлялась под руководством кафедры педагогики и педагогической психологии СПбГУ. В связи с этим представленный в настоящей книге обзор психолого-педагогических исследований можно рассматривать как развернутую характеристику научной школы Санкт-Петербургского университета, лицо которой определяется акмеологическим направлением и реализаций системно-комплексного подхода к разработке теоретических, экспериментальных и прикладных аспектов психологии обучения взрослых и более всего - студентов.