Предисловие

К переизданию книги П.П. Блонского "Педология" нас, современных педагогов и психологов, побудило несколько обстоятельств. Во-первых, все мы, готовившие книгу к новому изданию, давно интересуемся педологией, глубоко и искренне уважаем П.П. Блонского как ученого, как практика, как человека. Во-вторых, нас беспокоит то, что новые поколения начинающих научных сотрудников, практических психологов, школьных и вузовских педагогов недостаточно серьезно знакомы с педологией в целом и с наследием Блонского в частности. И, наконец, мы убеждены: для дальнейшего развития педагогики и психологии совершенно необходимо сопоставление информации о возрастных особенностях развития человека, полученных исследователями в начале и конце уходящего столетия. "Педология" П.П. Блонского - это не просто выдающийся исторический документ, отражающий состояние науки о ребенке на определенном этапе ее развития. Ее значимость чрезвычайно актуализируется сегодня, когда провозглашается гуманистический подход к детству как самоценному периоду в жизни человека, поскольку в данной работе этот подход научно обоснован. Органически присущий автору гуманизм проявился, в частности, в его толковании развития человека не как прибавления или убывания, не как простого повторения, а как процесса противоречивого, диалектического, ни один из этапов которого не является малозначимым, малоценным.
          Опираясь на глубокие, обширные и разнообразные знания - анатомо-физиологические, неврологические, психологические, социологические, педагогические,- ученый воссоздает в своей книге целостную картину развития ребенка. Он отсылает читателя ко множеству имен отечественных и зарубежных ученых, среди которых есть и известные сегодня, и, к сожалению, забытые нами. В работе содержится не только изложение собственных позиций автора и результатов исследований других ученых, но и объективный взгляд на наиболее распространенные в то время научные концепции (Пиаже, Фрейда и др.), непредвзято анализируются их достоинства и недостатки. Последнее особенно важно сегодня, когда фрейдизм, например, опять "входит в моду", и современному педагогу и психологу надо осознать и оценить его объективно. Высокий уровень научности книги, заданный П.П. Блонским, удачно дополняется психолого-педагогическим и методическим сопровождением. Это показывает, что он глубоко вникал в педагогическую и социальную реальность, осмысливал ее с научных позиций и умел извлекать из нее серьезные уроки для своей теоретической и практической деятельности.
          Все это чрезвычайно поучительно для многих современных ученых, которым глубокой связи с практической жизнью явно недостает.
          Для "Педологии" П.П. Блонского, изданной в 1934 г., характерны излишняя идеологическая ангажированность, неумеренное цитирование определенных источников, далеких от педологии, загруженность схемами.
          Это дало нам право произвести известное сокращение текста. Кроме того, мы сняли "вопросы для повторения", "темы для практических занятий" и "литературные указания", обращенные к студентам и заканчивающие каждый раздел книги, поскольку они не соответствуют современной системе высшего образования. Не включили мы и приведенный автором список литературы, ставшей за эти годы библиографической редкостью, и "словарь некоторых специальных терминов", состоящий в основном из слов, не нуждающихся сегодня в толковании.
          Все сделанные нами исключения не носят принципиального характера, они обозначены в тексте с помощью квадратных скобок.

Профессор В.А. Сластенин
Доцент В.И. Максакова