Классификация личностей
Предисловие
Часть I ОБЩИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ
1. Основной принцип
2. Эндопсихика и экзопсихика
3. Деление по психическим уровням
4. Отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях
5. Деление на группы и типы
6. Чистые типы различных уровней
I. Низший уровень
II. Средний уровень
III. Высший уровень
7. Комбинированные, извращенные и переходные типы различных уровней
Комбинированные типы
Извращенные типы
I. Низший уровень
II. Средний уровень
III. Высший уровень
8. Связь нашей классификации с предшествовавшими
Часть II НИЗШИЙ УРОВЕНЬ
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Основные факторы низшего уровня
2. Отношение к профессии
3. Отношение к людям и обществу
Глава II ЧИСТЫЕ
1. Рассудочные
2. Аффективные
А. Подвижные (живые)
В. Чувственные
С. Мечтатели
3. Активные
А. Энергичные низшего порядка ("низшие активные" Рибо)
В. Покорно-деятельные
С. Упрямые
Глава III ИЗВРАЩЕННЫЕ
1. Пассивные
А. Апатичные
В. Безвольные
2. Расчетливые эгоисты
3. Аффективные-извращенные
4. Активные-извращенные (насильники)
А. Беспорядочные насильники
В. Сосредоточенно-жестокие
Часть III СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Основные черты среднего уровня
2. Отношение к среде
3. Профессиональные типы
4. Значение профессиональных типов для классификации личностей
Глава II ЧИСТЫЕ
Непрактичные (теоретики, идеалисты)
1. Ученые
2. Художники
3. Религиозные созерцатели
Практики-реалисты
4. Человеколюбцы (альтруисты)
5. Общественники
6. Властные
7. Хозяйственные
Глава III КОМБИНИРОВАННЫЕ
1. Научно-практические
2. Научно-общественные
3. Художественно-практические
4. Религиозно-административные
Глава IV СМЕШАННЫЕ
Глава V ИЗВРАЩЕННЫЕ
Неудачники
1. Неприспособленные мечтатели
2. Аффективные неудачники
3. Энергичные озлобленные
Успевающие
4. Лицемерные
5. Властные-извращенные
Часть IV ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ
Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Основные черты высшего уровня
2. Талант и гений как выражение принадлежности к высшему уровню
3. Творчество как необходимый признак представителей высшего уровня
4. Человеческие идеалы и их характерологическое значение
5. Значение второстепенных черт личности на высшем уровне
Глава II ЧИСТЫЕ
1. Альтруизм
2. Знание
Индуктивные
Дедуктивные
Красота
Религия
Общество, государство
Внешняя деятельность, инициатива
Система, организация
Власть, борьба
Смешанный тип
Извращенные типы
Приложение 1
Программа исследования личности
Программа № 1 (руководящая)
Программа № 2 (объяснительная)
I. Ощущения, восприятия
II. Память
III. Ассоциации
IV. Внимание
V. Мышление
VI. Речь
VII. Воображение
VIII. Общие особенности умственной сферы
IX. Настроение и аффекты
X. Чувства, зависящие от контраста
XI. Чувства, относящиеся к собственной личности
XII. Чувства по отношению к другим людям
XIII. Высшие идейные чувствования
XIV. Общие особенности эмоциональной сферы
XV. Движения
XVI. Принятие решений. Процесс выбора
XVII. Сознательное волевое усилие
Приложение 2 Программа исследования личности в ее отношениях к среде (Составлено С. Л. Франком и А.Ф.Лазурским)
Вступительные замечания
Программа
I. Отношение к вещам
II. Отношение к природе и животным
А. Отношение к природе
В. Отношение к животным
III. Общее отношение к отдельным людям
А. Отношение к равным
В. Отношение к высшим и низшим
IV. Половая любовь
А. Чувственная любовь
В. Романтическая любовь
V. Общее отношение к социальной группе
А. Общественное сознание
В. Корпоративное сознание (родовое, национальное, классовое и т.п.)
VI. Отношение к семье
VII. Отношение к государству
VIII. Отношение к труду
IX. Отношение к материальному обеспечению и собственности
А. Отношение к материальному обеспечению (доходу)
В. Отношение к собственности и ее расходованию
X. Отношение к внешним нормам жизни
А. Отношение к праву
В. Отношение к правилам вежливости и приличий ("конвенциональным нормам")
XI. Отношение к нравственности
XII. Отношение к миросозерцанию и религии
А. Общее отношение к миру и жизни
В. Отношение к религии
XIII. Отношение к знанию и науке
XIV. Отношение к искусству (эстетический интерес)
XV. Отношение к себе самому
А. Отношение к своей физической и психической жизни
В. Отношение к своей личности
Школьные характеристики
Глава I ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО МЕТОДЫ
Глава II ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКИХ ХАРАКТЕРОВ
Глава III ХАРАКТЕРИСТИКИ
А. Чистые типы
a) Интеллектуальные: Леммер
b) Аффективные: Павловский, Роберте
c) Аффективно-деятельные: Иванов, Дмитренко
d) Рассудочные: Валицкий
В. Одаренные
a) Интеллектуальные: Антонович
b) Аффективные: Борисов, Николаев
С. Смешанные
Грузинин
Е. Дефективные
Федотов
Глава IV ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
1. Постановка точек
2. Счет вслух
3. Выбирание буквы
4. Заучивание стихотворения
5. Составление фраз
6. Заключение
Глава V ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ СЛОЖНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
1. Наблюдательность. Любознательность и любопытство
2. Отношение к чтению
3. Сочинительство. Изобретательность. Речь словесная и письменная
4. Способность к шуткам, остротам, юмористическим рассказам и т.п.
5. Разговорчивость, болтливость
6. Застенчивость, замешательство
7. Страх и смелость
8. Самостоятельность. Упрямство
9. Опрятность, любовь к чистоте и порядку
10. Бережливость, скупость
11. Общительность, потребность в обществе
12. Споры и столкновения
13. Обращение с просьбами
14. Отношение к товарищам
15. Отношение к воспитателям и преподавателям
16. Игры
17. Шалости
Глава VI О ЕСТЕСТВЕННОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ЛИЧНОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ
Приложение
ПИСЬМА А.Ф. ЛАЗУРСКОГО К РОДНЫМ
ПАМЯТИ А.Ф. ЛАЗУРСКОГО (М. Надольская)
ВКЛАД А.Ф. ЛАЗУРСКОГО В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ (А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник)
Примечания