ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие написано на основе курса по педагогической психологии, читаемого на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
          Оно состоит из 8 глав. В 1-й главе раскрывается предмет психолого-педагогической науки, определяются ее предмет и задачи. Особо выясняются взаимоотношения педагогической психологии с педагогической наукой.
          Во 2-й главе излагаются методологические основы педагогической психологии-три основных принципа, на которых построена современная отечественная психология: деятельностный подход к изучению психики; единство внешней, материальной деятельности и внутренней, психической; социальная природа законов развития психики человека. Определяются также взаимоотношения обучения и развития.
          В 3-й главе дается представление об альтернативных методологических подходах - бихевиористическом, когнитивном, факторном и функционалистическом. При этом преследуется цель - углубление предоставлений о деятельностном подходе.
          В 4-й главе обсуждаются методы исследования вообще и психологического исследования в частности. Выясняются особенности ныне используемых в педагогической психологии методов, особое внимание уделено рассмотрению специфики так называемого формирующего эксперимента ("метода поэтапного формирования"), описываются его преимущества и ограничения.
          5-я глава носит пропедевтический характер: она посвящена анализу человеческой деятельности. Предполагается, что это будет способствовать углублению понимания учащимися деятельностного подхода, деятельности как предмета непосредственного анализа и обеспечит переход к рассмотрению микроструктур учебной деятельности, которая составляет центральный предмет современной отечественной педагогической психологии. В этой же главе приведены результаты теоретических исследований автора.
          6-я глава посвящена анализу учебной деятельности. В рее также включен ряд идей, полученных в ходе собственных исследований автора.
          7-я глава освещает проблему психодиагностических методов в педагогической психологии. В ее основу положены идеи, высказанные проф. Н. Ф. Талызиной в ходе чтения ею соответствующего курса и ряде ее печатных работ.
          Наконец, последняя, 8-я глава посвящена проблемам личности и ее становления в психолого-педагогическом аспекте. В ней даются основные понятия и представлен общий подход к решению проблемы.
          В первую, вторую, третью и частично четвертую главы включен ряд идей, высказанных проф. Н.Ф. Талызиной в ходе чтения ею одноименного курса. Привлечены также (с соответствующими ссылками) отдельные положения, выдвинутые в разное время профессорами И.И. Ильясовым и В.В. Давыдовым.