ВВЕДЕНИЕ

Психопедагогика - область знаний, пограничная между психологией и педагогикой. Ее направленность - педагогическая, а базой, основой служит психология. Педагогическая направленность означает установление, что и как должно быть сформировано и развито в личности с помощью воспитания и обучения в соответствии с требованиями общества, а психологическая база показывает наличие и возможности развития у школьников тех психологических свойств, качеств и способностей, на основе которых может быть осуществлено указанное формирование и развитие личностей. С.Л.Рубинштейн эту связь выразил следующим образом: "То, что для одной из наук (психологии) является предметом, то для другой (педагогики) выступает как условие" (195; 184)1.
          Необходимость разработки этой новой для нас области знаний - психопедагогики - вызвана тем, что традиционная педагогика, представленная в большинстве учебников и учебных пособий для учителей и студентов - будущих учителей, является как бы "бездетной", в том смысле, что она рассматривает и так или иначе решает вопросы воспитания и обучения не конкретных учащихся, имеющих свой темперамент и характер, а как бы лишенных всего этого, каких-то абстрактных школьников - объектов педагогических воздействий, обреченных на безропотное выполнение требований учителей, а в результате будто бы становящихся воспитанными и обученными.
          Содержание курса педагогики построено, главным образом, на принципе долженствования, что зачастую сводится к перечислению тех требований, которые учитель должен предъявлять учащимся. При этом не учитывается главный психологический фактор - желание воспитуемых выполнять эти требования. Но ведь если школьник не принимает выдвигаемые требования учителя, отвергает их по какой-то причине, то каковы бы они ни были, они не становятся той силой, которая может двигать педагогический процесс. И это очень характерно для традиционной педагогики, в ней, как правило, желания, стремления, интересы, склонности учащихся не учитываются. Считается, что ученик будет всегда выполнять требования учителя и притом так, что в результате получится именно то, ради чего эти требования были выдвинуты учителем.
          С другой стороны, в традиционной педагогической психологии, представленной в многочисленных учебниках и пособиях для тех же учителей и студентов, обычно рассматриваются и решаются вопросы развития и формирования личности учащихся без учета того, в результате какой системы воспитания и обучения это развитие произошло, с помощью каких методов это формирование было осуществлено. Формулируемые при этом психологические закономерности не всегда связываются с определенным характером воспитания и обучения.
          Надо сказать, что такое положение в педагогической и психологической учебной литературе до последнего времени считалось вполне нормальным, ибо оно основывалось на той позиции, в соответствии с которой производились многие педагогические и психологические исследования. Так, педагоги считали, что их наука может, конечно, использовать психологические знания, но главным образом для так называемого "психологического обоснования" уже используемых методов и способов обучения и воспитания с целью придания им большей "научной значимости". А большинство психологов в своих исследованиях закономерностей психологического развития детей, в частности, процессов обучения и воспитания, как бы абстрагировались от той системы образования, в результате которой возникли эти закономерности, рассматривая, в лучшем случае, эту систему как уже данную и неизменную.
          Конечно, были весьма значимые попытки психологов разработать и построить принципиально иные системы обучения (П.Я.Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), но педагоги по-настоящему эти разработки не восприняли и в массовую практику обучения они не были внедрены. В педагогической науке и практике образовался разрыв между психологией и педагогикой, который особенно болезненно сказывается на профессиональной подготовке учителей. Не в этом ли корень многих бед нашей школы?
          В этой связи и возникает проблема разработки особого учебного предмета, в котором было бы конкретно показано, как применять знания психологии для решения педагогических проблем, в котором были бы разработаны вопросы содержания, организации и методов проведения учебно-воспитательного процесса не для абстрактных школьников, а для живых учеников, имеющих свои возрастные, индивидуальные и личностные особенности. Тем самым учителя были бы вооружены системой знаний и умений, позволяющей организовать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе так, чтобы личность каждого ученика получила оптимальное развитие.
          Такой учебный предмет будем называть, как это принято в зарубежной литературе, психопедагогикой (209).
          В данной книге излагаются основы этого учебного предмета, который, как мне представляется, должен стать ядром психолого-педагогической подготовки учителя. Его глубокое освоение поможет поднять профессиональную культуру учителей.
          Содержание этой книги отражает результаты многолетних исследований. Эти исследования проводились мною в тесном содружестве с моими многочисленными учениками, с очень многими учителями, с которыми мне выпало счастье совместно работать на протяжении полувека. Всем им я выражаю свою сердечную глубокую признательность! В этой книге частица и их труда. Они обогатили меня опытом, знаниями, содружество с ними помогло мне уточнить свои идеи, апробировать их на практике.
          Рукопись этой книги была внимательно прочитана профессором П.И. Пидкасистым, доцентами И.Я. Каплуновичем, О.С. Орловым, ТА. Пушкиной, зав. лабораторией психологии учения Психологического института РАО Е.Д. Божович, старшими сотрудниками того же института Г.А. Вайзер, З.В. Голышевой, И.Ю. Кулагиной, О.Н. Юдиной. Их критические замечания были мною использованы при доработке текста, помогли мне в уточнении ряда излагаемых в книге положений. Всем им я выражаю свою глубокую благодарность за помощь в работе!
          Однако следует учесть, что эта книга является одной из первых попыток в нашей отечественной литературе создания пособия по психопедагогике. Естественно, что оно, должно быть, не лишено ряда недостатков. Поэтому я буду благодарен всем, кто сообщит свое мнение о книге, свои замечания и предложения по ее улучшению. Письма прошу направлять по адресу:
          119517, Москва, ул. Нежинская, д. 19, корп. 2, кв. 106. Фридману Л.М.

Автор