ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель всякого обучения - научить человека что-то делать: водить ли самолет, управлять ли станком или писать по-русски грамотно. Поэтому задача образовательной системы не просто в том, чтобы вооружить людей некой суммой знаний, а в том, чтобы научить их действовать "со знанием дела", то есть научить применять знания в деятельности - и практической, и теоретической, познавательной и профессиональной, физической и умственной - любой и всякой, какая нужна обществу и работнику. Одним словом, нужна компетентность в делах, чему и должны учить.
          С особой остротой необходимость компетентности и профессионализма в выполнении деятельности выступила сейчас, когда страна вступила в рынок. В условиях рынка только тот работник преуспеет и будет цениться работодателем, кто не только знает, но и умеет творчески применять знания в практической деятельности, чего бы это ни касалось, знания ли орфографии при написании делового письма или доклада, или знания технологии выполнения сложной деятельности со строгим соблюдением инструкций, норм, правил, законов.
          Поэтому ускорение процесса подготовки человека к деятельности, повышение качества этой подготовки при одновременном сокращении затрат на обучение становятся задачами неотложными. Тема ускоренного обучения деятельности интересна не только тем, кто работает в сфере подготовки кадров, но и самим людям, овладевающим новой деятельностью, новой специальностью или профессией, всегда стремящимся получить хорошие знания, умения и навыки в минимальные сроки.
          Кроме того, малозатратность системы обучения, являющаяся следствием ее оптимизации, не только экономически выгодна обществу, но и более приемлема для обучающихся, так как делает более доступной профессиональную переподготовку для малоимущих, особенно безработных.
          Чтобы в деле подготовки кадров решить в комплексе эти три задачи - ускорить обучение, поднять качество и удешевить сам процесс - нужен научный подход, позволяющий взглянуть на проблему с новой, непривычной позиции. Практика массового обучения занята сиюминутными, неотложными, сугубо конкретными задачами, и нет у нее возможности для теоретических изысканий, отвлеченных от повседневных дел.
          А что касается обучения взрослых, подготовка людей к практической профессиональной деятельности идет, с научной точки зрения, в общем и целом стихийно, так как каждая отрасль, ведомство, каждый специализированный учебный центр идут "своим путем", обучая токаря-универсала или банковского служащего, электросварщика или оператора ПЭВМ, бухгалтера или менеджера. Нет ни общей теории профессионального обучения, ни конкретных научно обоснованных методик. Поэтому профессиональной деятельности в большинстве случаев обучают примерно так же, как на уроках в школе: рассказ (лекция) и показ, опрос, новый материал, опять рассказ (лекция) и показ и т.д., и в таком порядке до конца обучения. И неудивительно, что после окончания курсов, училищ (колледжей) профтехобразования, даже после вуза, выпускники бывают не готовы к самостоятельному выполнению ответственных профессиональных функций по полученной специальности. Так называемое "доучивание на рабочем месте" нельзя считать нормальным, хотя является привычным и потому кажется неизбежным.
          Строго научный подход к обучению деятельности взрослого человека жизненно важному для него делу - профессии, специальности - требует постановки его на психологическую основу. Именно психология дает ответы на такие вопросы, как законы усвоения знаний, формирования навыков и умений, а также условия мотивации учения, интереса к познанию и т.д., без учета которых вся работа идет методом "проб и ошибок".
          Опора на психологические закономерности учения позволяет сделать обучение правильным. Что значит "правильное" обучение? Это такое обучение, которое идет без "проб и ошибок" и потому достигает результата более высокого качества в более короткие сроки и с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств. Возможно ли такое? Да, возможно. И об этом - данная книга. Скажу здесь коротко об основных достоинствах методик ускоренного обучения, о психологических основах, на которых они зиждутся, о процедуре их разработки и практическом использовании.
          Надо отметить, что все изложенные в книге методики разработаны на основе известной в отечественной психологии и получившей международное признание теории поэтапного формирования умственных действий профессора П.Я.Гальперина.
          Каковы основные их особенности?

Названные достоинства методик, казалось бы, говорят в пользу того, чтобы их быстрее внедряли в массовую практику по всей стране. Но до сих пор (вот уже почти 30 лет) они применяются только там и теми, кто находится в непосредственном контакте с разработчиками или работает вместе с ними. Причина ограниченного распространения - отсутствие популярных методических пособий, изданных массовым тиражом.
          Тем не менее все же есть факты использования в повседневном систематическом обучении таких методик, разработанных специалистами соответствующих ведомств совместно с психологами. Это - вооруженные силы, прежде всего радиотехнические войска ПВО страны, и три мощные отрасли промышленности - атомная и тепловая энергетика и цветная металлургия.
          Автор надеется, что данной публикацией он, по меньшей мере, проинформирует заинтересованных лиц и организации о существовании такой психологической теории, как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, на основе которой можно разрабатывать эффективные методики ускоренного обучения деятельности в самых различных областях. Возможно, тогда будут востребованы практикой как теория, так и основанные на ней имеющиеся методики, о которых рассказывается в книге.

"В свете деятельностного подхода... учение - это процесс усвоения учениками различных видов человеческой деятельности и реализующих их действий.
          Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
          Знать - это выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием видов деятельности, в которых знания могут функционировать.
          Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения и навыки их применения - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах".

Н.Ф. Талызина
Доктор психологических наук, профессор,
академик РАО

"Как правило, лишь незначительная часть обучаемых после завершения обучения демонстрирует высокие показатели. Большое время занимает путь от новичка до настоящего мастера..."
          В то же время работы, выполненные в русле "...теории поэтапного формирования, дают качественно иные результаты. Во-первых, ... учебный процесс значительно сокращается. Во-вторых, минимизируется или вовсе исчезает разделение на усвоение знаний и их применение, что ведет к тому, что программа усваивается всеми обучаемыми... В-третьих, вырабатывается способность переносить полученные знания в новые условия... Все это изменяет позицию человека, его понимание доли личного труда в общественном производстве - перед человеком открывается социально-экономический смысл его деятельности".

А.И.Подольский
Доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой факультета психологии МТУ

ВВЕДЕНИЕ

Система традиционного обучения, сложившаяся в результате многовекового эмпирического накопления лучших методов и приемов преподавания, имеет безусловные достижения, о чем свидетельствует повсеместная (на Востоке и на Западе) распространенность ее в практике массовой подготовки специалистов разного уровня квалификации.
          Однако у этой системы есть и существенные недостатки, из-за которых медленно растет эффективность обучения. На протяжении десятилетий, несмотря на различные нововведения (технические средства обучения, компьютеризацию, стимулирование интенсивного запоминания и т.п.), нет сколько-нибудь заметного улучшения качества и сокращения сроков достижения конечного результата обучения - подлинного профессионализма работника. До сих пор учим людей долго, недостаточно качественно и поэтому с избыточными затратами средств.
          Общественная практика стремится улучшить состояние дела, но почти все меры, предпринимаемые в этом плане, относятся к внешней стороне процесса обучения - к методам, приемам и средствам преподнесения знаний, выработки некоторых навыков и умений практического использования этих знаний, но в большинстве случаев дело не доходит до изменения внутренних (психологических) условий усвоения предмета. Иными словами, все усилия направлены на улучшение деятельности обучающего (преподавателя, мастера производственного обучения, методиста), но не на оптимизацию умственной деятельности обучаемого.
          Почему так происходит? Потому что для совершенствования умственной деятельности обучаемого надо проникнуть в его психологию, разобраться в том, как протекают внутренние процессы восприятия и осмысления информации применительно к конкретному профессиональному делу, как происходит быстрое и качественное овладение деятельностью (именно самой деятельностью, а не только знаниями и представлениями о ней). Но для этого нужен психологический подход к обучению, использование открытых в психологии законов усвоения при разработке и применении конкретных (частных) методик обучения любому делу.
          В современных условиях традиционное обучение, построенное на эмпирической методике, не удовлетворяет практику подготовки кадров, и резервы его совершенствования практически исчерпаны. Надо пойти другим путем - заново разрабатывать методики обучения на основе строгого учета психологических закономерностей овладения человеком общественно-историческим опытом, воплощенном в предметах материальной и духовной культуры (орудиях и средствах производства) и в способах действия с ними (в т.ч. в понятиях и категориях науки, в технологии производства).
          Как это: "разрабатывать заново"? Практических работников сферы образования обычно настораживают (порой даже пугают) именно эти слова:* Какие могут быть разговоры о каких-то новых разработках, когда и существующими методиками как следует не овладели", - так или примерно так реагируют на них поначалу почти все практические работники. Но вскоре, буквально тут же, "не сходя с места", они проникаются интересом к сути дела, которое скрывается за словами "заново разрабатывать".
          Легкость овладения предметом (конкретной деятельностью) для обучаемых, быстрота овладения профессией, соответственно сокращение всех видов затрат на обучение, повышение качества обучения, достижение уверенного выполнения всех основных профессиональных действий при завершении обучения - таковы главные достоинства всех конкретных методик, разработанных при участии психологов для обучения ряду операторских профессий.
          Если уточнить понятие "легкость обучения", то речь идет о возможности самообучения, взаимообучения, прохождения курса обучения индивидуальными темпами, постоянного (поэлементного, поэтапного) контроля и самоконтроля формируемых умений и навыков с немедленной коррекцией действий в правильном направлении и полного исключения ошибок при выполнении действий уже на стадии овладения ими.
          Указанные достоинства психологически обоснованных методик позволяют отбросить сомнения в необходимости срочной разработки таких методик для подготовки в современных (имеется в виду - рыночных) условиях специалистов любого профиля - квалифицированных рабочих, инженеров-наладчиков автоматизированных систем, специалистов банковского дела, бухгалтеров широкого профиля или, наоборот, узкой и редкой специализации, юристов-профессионалов или менеджеров с юридической подготовкой, управленцев в широком смысле слова и т.д., потому что это выгодно прежде всего с экономической точки зрения, когда массовая профессиональная переподготовка кадров при структурной перестройке экономики может лечь тяжелым бременем на бюджет, но не менее, а может, и более, выгодно с морально-психологической точки зрения, если думать о реальной помощи безработным в трудоустройстве, когда люди узнают о быстром и эффективном пути приобретения новой профессии. В этих условиях крайне важно в пределах отпущенных бюджетных средств переучить большее количество людей, при этом сэкономить деньги для материального стимулирования работников учебных центров (преподавателей, методических работников), и поднять качество обучения на новую ступень, что окажет положительное влияние на престиж системы обучения в службе занятости в регионах и в стране в целом.
          Словом, речь идет о реальных возможностях преодоления недостатков современного (традиционного) обучения профессиональной деятельности, которое главным образом учит не самой деятельности, а вооружает знаниями о ней. Из-за этого чрезмерно долго тянется процесс обучения, а качество далеко отстает от желаемого.
          Как же решить извечную проблему эффективности обучения? Как сделать так, чтобы обучение профессиям было менее продолжительным, но зато более результативным, чем сейчас? Или, другими словами, как подчинить процесс профессиональной подготовки работников законам рынка, как заменить административное управление обучением экономическим стимулированием? Для ответа на этот вопрос надо взглянуть на процесс обучения с точки зрения психологии, чтобы разобраться в тех внутренних (психологических) механизмах, которые "обслуживают" овладение человеком новыми знаниями и навыками, новой деятельностью. Их знание и учет делает обучение эффективным, а игнорирование их ввиду незнания является одной из основных причин недостатков обучения.
          Наиболее привлекательной для практики профессионального обучения считается упомянутая выше концепция поэтапного формирования умственных действий, выдвинутая отечественным психологом П.Я.Гальпериным (1902-1988 гг.), получившая всемирную известность среди психологов и распространившаяся в ряде западных стран в качестве теоретической основы практического обучения. В нашей же стране она, к сожалению, не вышла за рамки отдельных, хотя и многочисленных (несколько сотен) экспериментальных разработок, внедренных в практику подготовки специалистов или обучения отдельным видам деятельности.
          Что же нужно и можно сделать?
          Говоря на профессиональном психологическом языке, надо разобраться в мотивационной и ориентировочной основах овладения человеком новыми действиями - физическими, перцептивными, мыслительными - и понять, каким образом все они превращаются в действия умственные, когда человек, ставший мастером своего дела, все свои действия четко представляет в уме (знает наизусть, что и как делать). При этом важно понять, почему у одних есть желание научиться (мотивация), а у других его нет, и главное, на что человек ориентируется, чтобы быстро освоить новые действия и операции, составляющие содержание новой для него профессиональной деятельности.
          По данным психологических исследований, проводимых в нашей стране в течение последних десятилетий (Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Нечаев Н.Н., Подольский А.И., Талызина Н.Ф. и др.), обучение с помощью специальных методик, разработанных с учетом психологических закономерностей становления новых человеческих действий, дает эффект, многократно превышающий тот, который характерен для традиционного обучения.
          Так, например, наладчика станков-автоматов можно подготовить за 2-3 месяца (обычно на это тратится 1,5-2 года), наладчика станков с ЧПУ, на что в ПТУ отводится 90-100 часов (имеется в виду практическое обучение действиям на станке), удается научить за 5-6 часов; при обучении машинописи в среднем за 4-6 часов достигается освоение клавиатуры десятипальцевым слепым методом и т.д. Короче говоря, в зависимости от того, как (плохо или хорошо) было до этого поставлено обучение тем или иным деятельностям, новые методики позволяют обучать быстрее от двух до нескольких десятков раз по сравнению с прежними сроками и с гораздо более высоким качественным результатом.
          Не вдаваясь здесь в детали разработки таких методик (что будет сделано позже) и не затрагивая сугубо специальных вопросов лежащей в их основе психологической концепции, можно сформулировать некоторые возможные ее выходы в практическое обучение.
          Во-первых, теоретически и экспериментально доказано, что научить новому делу, новой деятельности, можно намного быстрее и лучше, если правильно учитывать и использовать психологические законы усвоения.
          Во-вторых, эти открывающиеся возможности сулят значительные экономические выгоды обществу, каждому отдельному человеку, ищущему в рыночных условиях свое место на поприще бизнеса, науки, культуры или любого производительного труда. Быстрое и качественное обучение выгодно государственному или частному предприятию, биржам труда (центрам занятости), всем учебным заведениям, независимо от профиля.
          В-третьих, настала пора перейти от локальных экспериментов психологической науки к практическому использованию возможностей в массовом обучении персонала предприятий, учащихся ПТУ, слушателей различных курсов по переучиванию безработных в учебных центрах фонда занятости, а также в подготовке государственных служащих (управленцев, финансистов, юристов, делопроизводителей, контролеров и т.д.), новых предпринимателей, законодателей-депутатов и др., а постепенно и в обучении студентов вузов, особенно будущих педагогов.
          В-четвертых, нужно начать диалог между психологами и практиками о принципах сотрудничества для разработки новых методик, начинающихся с психологического анализа конкретной деятельности и завершающихся их экспериментальной проверкой. На данном этапе только в совместном творческом сотрудничестве психолога и специалиста в области конкретной деятельности возможен успех.
          Поэтому одно из назначений данной книги автор видит в том, чтобы в популярной форме изложить педагогические выходы из психологической концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, показать возможности их использования в массовом процессе обучения. И, главное, раскрыть при этом "технологию" процесса обучения, построенного в соответствии с этой концепцией. Поэтому значительную часть книги составляет описание процедуры разработки конкретных методик обучения различным видам профессиональной деятельности, а также общих принципов и способов разработки таких методик.
          Автор надеется, что пособие будет полезным не только для тех, кто по роду своей деятельности причастен к профессиональному обучению, но и для тех, кто прямо заинтересован в сокращении затрат на обучение персонала при одновременном повышении качества его профессиональной подготовки. И, конечно, книга необходима нынешним студентам - будущим учителям, преподавателям, руководителям.