Предлагаемая книга построена на моих многолетних исследованиях по психологии мышления (и частично проведенных под моим руководством). Однако в изложении этих исследований я стремилась подчеркнуть общие аспекты, характеризующие, с моей точки зрения, процесс решения задач как таковой, а не только проанализировать его конкретные проявления, изучаемые в ходе исследовательской работы. Иначе говоря, мне хотелось написать книгу не только для узкого круга специалистов в виде научной информации о своих исследованиях, но и для читателей не психологов, которые интересуются решением задач и захотят сопоставить данные этих исследований с собственными наблюдениями и размышлениями.
Мои намерения обусловили композицию книги и стиль изложения. Первая часть книги (три главы) вводит читателя в круг обсуждаемых теоретических проблем с тем, чтобы показать состояние их изучения в настоящее время и дать более широкую ориентировку в излагаемых во второй части экспериментальных исследованиях. Если читатель не склонен выходить за рамки конкретных психологических данных, он может рассматривать вторую часть книги в качестве самостоятельной и использовать первую часть только для уяснения основных понятий и терминов. Специалист же, знакомый с этими понятиями, скорее обратит здесь внимание на постановку проблем и их теоретические предпосылки.
Во второй части книги эти проблемы конкретизированы и их рассмотрение включено в тот или иной экспериментальный материал. В четвертой и пятой главах анализируются более общие аспекты процесса решения задач, и к их изложению привлечен различный экспериментальный материал с общедоступными, "школьными" задачами: арифметическими, геометрическими, собственно логическими (на определение и группировку понятий), вербальными (связанными с пониманием текста). Однако рассматриваемые вопросы касаются не только школы и не имеют прямого отношения к классным занятиям: в экспериментах участвовали и школьники, и взрослые, и во всех случаях целью являлось психологическое исследование.
В шестой и седьмой главах поставлены более специальные проблемы психологии мышления, изложение экспериментальных исследований в них дано более последовательно, в соответствии с логикой их проведения. Испытуемыми в этих экспериментах являются взрослые люди, преимущественно студенты. Тем не менее шестая глава, содержащая анализ проблемы наглядности, пожалуй, наиболее интересна для школьного учителя. Исследования, излагаемые в седьмой главе, проводились в условиях вуза, на материале задач по начертательной геометрии, вместе с коллективом преподавателей, работавших над улучшением методики обучения. Поскольку ранее таких исследований психологи не вели, они могут привлечь внимание специалистов-преподавателей дисциплин данного цикла. Однако, с психологической точки зрения, полученные данные имеют более общий теоретический характер, касающийся природы творческого человеческого мышления и проблемы моделирования решения задач. Для подтверждения и углубления этих данных приведено еще одно исследование, материалом которого явились задачи по физике.
В заключении на основе проведенного психологического анализа, как его обобщение, высказаны некоторые соображения, касающиеся теории и практики решения задач. Если читатель выразит по этому поводу свое согласие или несогласие, захочет что-либо проверить сам или же сформулирует вопрос для нового исследования, - автор может считать свою цель достигнутой.
За помощь в подготовке рукописи к изданию приношу благодарность А.Н. Леонтьеву, Б.Ф. Ломову, М.В. Потоцкому, А.Н. Соколову, H.И. Жинкину и всем своим коллегам но работе в Лаборатории психологии мышления и речи Института общей и педагогической психологии АПН СССР.