Эпоха развитого социалистического общества, характерной чертой которой является научно-техническая революция, предъявила свои требования к общеобразовательной подготовке подрастающего поколения. Она обусловила введение всеобщего среднего образования для всей молодежи, повышение научного уровня содержания школьных программ и изменение принципов построения учебных предметов, разработку и внедрение новых методов и технических средств обучения, методов формирования познавательной самостоятельности учащихся как черты их личности.
Постоянная забота партии и правительства о народном образовании, творческие усилия учительства и ученых привели к значительным успехам в развитии высшей и средней школы, ныне юридически зафиксированным в "Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании".
Успех в решении основных задач современного образования достигается в ходе творческих поисков ученых и развития передового педагогического опыта. При этом многие проблемы теории и практики обучения остаются нерешенными и тормозят дальнейшее развитие народного образования.
В теории обучения наиболее остро стоят вопросы соотношения обучения и развития, вопросы прочного усвоения школьниками теории и формирования их мыслительных способностей, вопросы соотношения и взаимосвязи содержания и методов обучения и т.д.
В педагогической практике актуальны: поиск наиболее эффективных путей и способов организации учебно-воспитательного процесса, формирование познавательного интереса, мотивов учения школьников и воспитание общественно активной личности. Наибольшая потребность практики - в теоретически обоснованной системе новых методов обучения и воспитания, которые обеспечили бы успешную реализацию идеи развивающего обучения и формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
Одним из направлений поисков системы новых, активных методов обучения и разработки принципов организации развивающего обучения является исследование сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания в советской школе.
В предлагаемой монографии использован главным образом материал книги "Теория и практика проблемного обучения", вышедшей в Казани в 1972 г. Заново, с привлечением новых теоретических и экспериментальных данных, написаны введение, III, VII, VIII главы и ряд параграфов I, II, VI глав. Изменена и структура книги, уточнен ряд основных формулировок. Сокращены часть примеров и отдельные положения, пока не получившие достаточного подтверждения на практике. Во введении монографии дается социологическое обоснование объективной закономерности развития проблемного обучения и целесообразности его внедрения в массовую школу.
В первом разделе (I, II, III главы) рассматриваются гносеологические и логико-психологические основы советской теории проблемного обучения. Главное внимание уделяется рассмотрению вопросов теории отражения и противоречий процесса познания, закономерностей развития мыслительных способностей человека и взаимосвязи научного познания и обучения.
Во втором разделе (IV - VIII главы) излагается концепция проблемного обучения: исследуется содержание понятия "учебная проблема", рассматриваются логика проблемного учения школьников, способы активизации их учебно-познавательной деятельности и формирования творческих способностей. Основное внимание уделяется теоретическому обоснованию процесса проблемного обучения как дидактической системы и новой структуры дидактических методов.
В книге не рассматриваются вопросы структуры учебного материала, роль и место технических средств обучения и т.д. Процесс обучения исследуется главным образом в рамках урока. Специально не рассматривается и проблема воспитания, хотя рационально организованный процесс обучения является одним из решающих факторов воспитания личности.
Автор понимает, что его труд еще несовершенен, но тем не менее надеется, что он будет полезен для дидактов и методистов, преподавателей педагогических учебных заведений, учителей и руководителей школ, внедряющих в практику принципы проблемного обучения с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся и развития их творческих способностей.
Автор выражает признательность тем товарищам, которые помогли в подготовке рукописи к печати, и от души благодарит своих коллег-учителей, неустанно ищущих пути повышения качества обучения и воспитания школьников и сделавших возможным появление этой книги.