Данная книга содержит психологические рекомендаций для учителя по изучению и формированию мотивации учения школьников. Главная задача книги - способствовать укреплению активной оптимистической позиции учителя, состоящей в том, что у каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Психологическое изучение, таким образом направлено не на установление границ в развитии мотивации учащихся, а на выявление условий, причин ее дальнейшего развития. Общая платформа авторов книги состоит в признании принципиальной возможности формирования мотивации в ходе учения (а не только учета и фиксации наличной мотивации как предпосылки, условия начала учения).
Читателю будет предложена программа действий, включающая изучение мотивации у каждого ученика, планирование ее развития и контроль за этим процессом. Эта работа потребует не столько больших затрат времени на уроке, сколько времени и сил учителя для подготовки к ней. Правда, эти затраты окупаются в дальнейшем.
В книге впервые в сводном виде даны обобщенные диагностические модели изучения учителем мотивации учения и самого учения школьников. Авторы надеются способствовать развитию психологической культуры учителя, помогая его внутреннему движению от общих диагностических моделей к конкретным диагностическим приемам и обратно - от конкретных приемов психологического изучения школьников к их обобщенному осмыслению. Тем самым мы ориентируем учителя на подбор аналогичных заданий в повседневной практике учебного процесса, а также на использование тех педагогических ситуаций, которые возникают в конкретных условиях. Иными словами, учителю важно
расширять свои диагностические возможности в самом процессе обучения и воспитания. Диагностические приемы по изучению мотивации даются в соотнесении с формирующими, развивающими приемами (например, в работе с неуспевающими, на отдельных этапах урока, при организации коллективных форм учебной работы).
В главах I и II описаны подходы, которые могут использоваться в конкретной работе учителя, в главе III читатель познакомится с поисками в области мотивации учения по малодоступным широкому читателю зарубежным источникам. Все это, по мысли авторов, позволит стимулировать собственный подход учителя к практике формирования мотивации учения.
Глава I написана А. К. Марковой, глава II - Т. А. Матис, глава III - А. Б. Орловым.