В 1995 году исполнилось 90 лет со дня рождения известного детского психолога Натальи Александровны Менчинской. Настоящая книга, подготовленная в связи с этой датой, является вторым посмертным изданием трудов Н.А. Менчинской. Составители книги видели свои задачи в том, чтобы, с одной стороны, представить все научные интересы и аспекты исследовательской деятельности Н.А. Менчинской, а с другой - не воспроизводить сравнительно недавно напечатанные работы (Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989).
Публикуемые в этой книге работы распределены по пяти разделам.
Первый раздел содержит статьи, посвященные соотношению понятий обучения, учения, психического развития и дифференциации реалий, стоявших за этими понятиями. Н.А. Менчинская придерживалась в первую очередь исходных положений школы Л.С. Выготского. Однако читатель, вероятно, заметит влияние двух психологических школ - Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна - на ее теоретические воззрения и экспериментальные подходы к изучаемым явлениям. Но это не привело к противоречиям в ее исследованиях - она сумела найти и использовать содержательные связи в позициях двух школ.
Второй раздел составляет глава из монографии "Психология обучения арифметике". Эту книгу Наталья Александровна называла трудом всей своей жизни. Для публикации здесь выбрана глава, которая интересна не только психологам, но и методистам, учителям. В ней обсуждаются вопросы факторов и особенностей решения школьниками арифметических задач, трудностей педагога в ходе обучения детей арифметике. Работа очень богата экспериментальным материалом.
Третий раздел содержит сравнительно короткие работы по вопросам формирования мировоззрения у школьников. Понятно, что в 60-70-е годы эта проблематика разрабатывалась под неизбежным идеологическим давлением. Но Н.А. Менчинская выделила собственно психологическое содержание понятия "мировоззрение" и условия становления этого психического образования.
В четвертом разделе собраны историко-психологические и критические статьи автора. В нем немалый интерес, на наш взгляд, представляет полемическая статья о концепции формирования умственных действий. Дискуссия между Натальей Александровной и Петром Яковлевичем Гальпериным была почти непрерывной и очень острой; в данной статье сконцентрированы главные пункты их расхождений и основные критические соображения Н.А. Менчинской по поводу этой концепции.
Пятый раздел состоит из короткой статьи о монографическом методе изучения мышления ребенка. Этот метод особо интересовал Наталью Александровну, и сама она является автором трех дневников о развитии ребенка. Здесь же впервые публикуются страницы из ее последнего дневника - о развитии внука.
При подготовке к печати трудов Н.А. Менчинской составители стремились к полному сохранению аутентичности идей и стиля автора. Поэтому сокращения, отмеченные знаком (...), сделаны только в отношении официально-идеологических фрагментов текста, которые до недавнего времени были характерны для публикаций в гуманитарных науках.
Большая часть помещенных в книге работ снабжена кратким комментарием.
Материалы личных архивов Н.А. Менчинской использованы во вступительной статье и разделе "Воспоминания" с согласия семьи Менчинских. В подборе и подготовке этих материалов неоценимую помощь составителю книги оказала Наталья Юльевна Менчинская - дочь Натальи Александровны.
В настоящем издании не содержится список научных трудов Н.А. Менчинской, поскольку он приведен в сравнительно недавно опубликованном томе ее работ "Проблемы учения и умственного развития школьника" (1989).
Надеемся, что настоящая книга будет полезна и интересна не только опытным психологам, которые уже знакомы с концепцией Н.А. Менчинской, но и молодым исследователям, которые начинают свой путь в науке.