ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга представляет собой одну из публикаций, в которых освещаются ход и результаты исследования по проблеме взаимоотношения обучения и развития. В этом исследовании органически объединены постановка экспериментального обучения в начальных классах школы, изучение развития учащихся и усвоения ими знаний и навыков. Ввиду столь широкого и разностороннего подхода к разработке проблемы, а также значительного объема фактического материала намечено издать ряд книг, в которых эта проблема будет рассмотрена в различных аспектах.
          Одним из видов публикаций по упомянутой проблеме являются работы, отображающие методическую систему начального обучения, созданную в процессе эксперимента. Издание таких работ уже начато: вышли в свет книги Л. В. Занкова и Н. В. Кузнецовой "Из опыта обучения арифметике в I классе" (Учпедгиз, 1961) и "Опыт обучения русскому языку в I классе" (Изд-во АПН РСФСР, 1961). В дальнейшем предполагается опубликовать аналогичные работы, освещающие учебно-воспитательный процесс во II-IV классах.
          В отдельных научных трудах будет рассмотрен ход развития учащихся начальных классов. Первым из них и является настоящая книга, в которой сопоставляется развитие младших школьников в различных условиях обучения (I-II классы, частично - III класс); ее продолжением послужат работы, отображающие развитие учащихся III-IV классов.
          Усвоение знаний и навыков школьниками экспериментального и контрольных классов предполагается осветить в особых изданиях.
          Мы считаем необходимым дать эти пояснения для того, чтобы определить место данной книги в целостной системе публикаций по разрабатываемой проблеме.
          Исследование, результаты которого частично изложены в этой книге, проводится коллективом лаборатории по проблеме воспитания и развития Института теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством Л. В. Занкова.
          Авторы глав I - Л. В. Занков; II - И. П. Товпинец; III-M. В. Зверева; IV -И. И Будницкая; V - И. И. Зборовская; заключение - Л. В. Занков.
          В главе I рассмотрены постановка проблемы и построение экспериментального обучения, в остальных главах - развитие учащихся по отдельным линиям психической деятельности.

Л. Занков