Чуприкова Н.И.
Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) / М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1994. - 192 с.
Книга посвящена теоретико-психологическому обоснованию новых подходов к обучению, которые направлены на общее психическое развитие учащихся, на формирование у них системного мышления и которые отходят от традиционного принципа последовательности усвоения знаний "от частного к общему", но опираются на принципы прямо противоположные - от общего к частному, от целого к частям, от абстрактного к конкретному.
В первой части книги раскрывается действие одного из наиболее общих законов развития - закона развития от общего к частному в умственном развитии детей, от неразвитого нерасчлененного целого к внутренне дифференцированному целому с четко выделенными частями, уровнями и элементами.
Во второй части излагаются взгляды мыслителей и педагогов прошлого и настоящего, согласно которым в основу обучения должен быть положен естественный закон развития и познания от общего и всеобщего к частному и конкретному (Коменский, Гегель, Спенсер, Пиаже, Брунер, Давыдов, Занков). Рассматривается ряд конкретных методических разработок по применению данного принципа в обучении родному и иностранному языкам, математике, естествознанию, при формировании профессиональных сенсомоторных навыков.
Книга предназначена для психологов, дидактов, методистов и учителей.