Граник Г.Г. работает в Психологическом институте с 1963 года. В институт она пришла не просто с опытом преподавания в школе, но с уже сложившимися представлениями о том, как разрабатывать способы повышения эффективности преподавания на основе психологических закономерностей усвоения знаний и психологических механизмов мышления и речи.
В 1965 году Граник Г.Г. защитила кандидатскую диссертацию "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков". В этой работе показано, что знакомство с правилом приводит к грамотному письму только после того, как учащиеся построят на основе правила или системы правил прием умственной работы.
Граник Г.Г. вводит в систему преподавания обучение школьников построению таких приемов и систематическое применение их по ходу письма.
На этом фундаменте она строит более совершенную систему обучения русскому языку. С конца шестидесятых годов она возглавляла семинар учителей-словесников г. Москвы, который просуществовал более 10 лет. На этом семинаре Граник Г.Г. готовила учителей к работе на новой основе. Ее программа апробировалась в 30 школах г. Москвы. Результаты работы обсуждались на семинаре, и программа корректировалась и обогащалась на основе этих обсуждений. Некоторые из участников семинара вошли в авторский коллектив по созданию экспериментальных учебников.
В это же время Граник Г.Г. поднимает круг вопросов, связанных с созданием учебников нового типа, которые не просто смогли бы воплотить новые программы, но и выполнять многие функции, которые не под силу учителю и которые не выполняют существующие учебники, чем в значительной мере объясняется низкая эффективность учебного процесса, в частности такие, как постоянный оперативный контроль учебного процесса и индивидуализация работы.
В 70-е годы под руководством Граник Г.Г. создается цикл экспериментальных учебников по русскому языку; с 1975 по 1984 публикуется цикл статей в ежегоднике издательства "Просвещение" "Проблемы школьного учебника", в журнале "Вопросы психологии" и создаются брошюры по этой проблематике.
В1980 году Граник Г.Г. защищает докторскую диссертацию "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". Предложенная в работе модель значительно отличается от существовавших в науке представлений об этом процессе. В основе этой модели лежит формирование обобщенного действия по распознаванию семантико-синтаксических блоков предложения. Эта обобщенность возникает при усвоении общего умственного приема, строящего полноценную ориентировочнуюоснову действия. Это обеспечивает учащимся моментальное опознавание семантико-синтаксических блоков предложения и позволяет правильно решать все многообразие пунктуационных задач.
На основе проведенных группой под руководством Граник Г.Г. исследований в течение двух последних десятилетий создается ряд учебных книг и учебников, а также книг для учителей (см. список). В этих книгах не только реализуется разработанная ею система обучения орфографии и пунктуации. В них создаются условия для того, чтобы ученик самостоятельно "открыл" новое знание, а те, кто не справляется с таким "открытием", могли бы получить это знание в готовом виде. Школьники получают возможность постоянно осуществлять самоконтроль. Созданы условия для индивидуализации по количеству и трудности заданий.При создании учебников учтены современные научные знания о развитии способности к пониманию, о формировании механизмов речи, о совершенствовании внимания и памяти, о взаимодействии произвольного и непроизвольного внимания и запоминания. Созданы условия для обучения эффективным приемам работы с книгой.
Создаются условия для накопления интеллектуального фонда, необходимого современному культурному человеку, для умственного и нравственного развития школьников.
Учебники пронизаны постоянной заботой о возбуждениии, поддержании познавательного интереса учащихся.
В настоящее время Граник Г.Г. осуществляет подготовку полного цикла учебников по русской филологии - интегрированного курса русского языка и литературы - с 1 по 12 класс. С 1992 года Граник Г.Г. - член-корреспондент РАО, с 1995 - действительный член РАО.
Под ее руководством защищено 9 кандидатских диссертаций и продолжается подготовка молодых специалистов.