ДАНИЛОВ Михаил Александрович [13(25).4.1899, деревня Васильевщина Псковской области, - 25.11.1973, Москва] - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1959), доктор педагогических наук (1960), профессор (1961). Окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института им. Н.А. Некрасова (1924) и Академию Коммунистического Воспитания им. Н.К. Крупской (1928). С 1918 г. учитель математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовского уезда Петроградской губернии. С 1931 г. на научно-педагогической рабте в вузах и научно-исследовательских учреждениях: в Академии Коммунистического Воспитания (1931-34), Смоленском педагогическом институте (1934-39), НИИ школ (1939-44), НИИ общей педагогики АПН (1944-73). Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Основное внимание уделял проблемам дидактики.
Создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности, организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия ("Задачи и особенности начального образования", 1943; "Дидактические условия прочного усвоения знаний", 1945; "Роль начального обучения в умственном и нравственном развитии человека", 1947). Изучая и анализируя массовую практику и передовой педагогический опыт ("Пути повышения качества знаний", 1948; "Советская дидактика и творческий опыт учителей", 1948, и др.) показал, что главной причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в советской педагогической науке и практике 40-60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положений, нашедших развитие в дидактических исследованиях 60-80-х гг.: направленность учебного процесса на воспитание у учащихся устойчивой познавательной потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта учебно-познавательной деятельности и др. Статьи Данилова предлагали учителям средства и приемы побуждения школьников к учению, формирования умения отбирать существенное в учебном материале, помогали предупреждать типичные ошибки и массовое отставание при изучении трудных тем, то есть, по существу, вырабатывали методы оптимизации обучения.
В книге "Процесс обучения в советской школе" (1960) анализ учебного процесса сочетается с "синтетическим обзором обучения в его основных структурных единицах" (урок, система уроков, ступени обучения и пр.), раскрываются диалектика процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы, противоречия и т.д.
В трудах "Педагогический процесс и его диалектика" (1970), "Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях" (1971), "Проблемы методологии педагогики и методики исследований" (1971) и др. обоснованы взгляды Данилова на создание методологии педагогики как самостоятельной отрасли педагогического знания, разработку ее задач, предмета, структуры, связей со смежными науками и пр.
Стереотипному педагогическому мышлению, сориентированному на педагогическое руководство как "целенаправленное воздействие на учащихся" противопоставил идею обучения как общения учителя и учащегося. Многие идеи Данилова не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиционной педагогикой, особенно в вопросах диалектической природы обучения, понимания сущности педагогического руководства учебным процессом. Некоторые из его идей были реализованы лишь в современной школе, в частности идеи так называемой педагогики сотрудничества.
Сочинения: Дидактика. - М., 1957 (соавт.); Педагогический эксперимент, его теоретические основы и условия применения в исследовании. - М., 1971; Разработка методологических проблем педагогики. - М., 1971; Теоретические основы и методы фундаментальных педагогических исследований. - М., 1972.