КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград,- 12.2. 1804, там же), родоначальник нем. классич. философии. По окончании Кёнигсбергского ун-та был домашним учителем (1747-54), затем преподавал в ун-те (1755-96, с 1770 проф.). Чл. Берлинской и Сиенской АН; поч. чл. Петерб. АН (с 1794).
Творчество К. подразделяется на "до-критический" (до 1770) и "критический" периоды. Первый характеризуется интересом к вопросам философии естествознания, к которым он подходил с деистич. позиций. В работе "Всеобщая естеств. история и теория неба" (1755) выдвинул космогонич. гипотезу о естеств. происхождении солнечной системы, вплотную подошёл к идее неразрывности материи и движения.
Осн. работы "критического" периода: "Критика чистого разума" (1781; 17872), "Критика практич. разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790), "Религия в пределах только разума" (1793). Отметив неспособность прежней методологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришёл к выводу, что знание представляет собой синтез материи опыта и априорных форм мышления, носителем которых является сам субъект. Этич. учению К. присущ некоторый формализм. К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравств. самосознания. Согласно осн. моральному закону ("категорич. императиву") К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. По существу, К. перевёл в план нравств. сознания требование всеобщего правового равенства и поставил вопрос о личности как высш. ценности.
Пед. идеи К. тесно связаны с его филос. учением. Их важным теоретич. источником была теория воспитания Ж. Ж. Руссо. К. опирался на собств. преподавательский опыт, внимательно следил за пед. исканиями своего времени. Первым указал на социальную значимость филантропина И. Б. Базедова, посвятив ему статьи "Дессау. 1776" (1776) и "Ради общего блага" (1777). Читал курс по педагогике в ун-те (1776/77, 1780, 1783/84, 1786/87 уч. гг.). В анализе пед. проблем использовал "Учебник иск-ва воспитания" Ф. С. Бока (1780), материалы периодич. издания Базедова и И.Г. Кампе "Пед. беседы" (1777-81), однако переосмыслил их и создал собств. пед. концепцию. На основе заметок К. и записей его слушателей текст курса был воссоздан и с согласия и одобрения К. издан его учеником Ф. Т. Ринком под назв. "Immanuel Kant iiber Padagogik" (1803, рус. пер. С. Любому дрова издавался в 1896, 1907 и - пересмотренный - в 1980). Вопросы обучения, воспитания, школоведения К. рассматривал также в "Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие 1765-66" и в статье "Ответ на вопрос: что такое просвещение?" (1784; рус. пер. 1966). В работе "Антропология с прагматич. точки зрения" (1798) анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравств. воспитания. К. исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение (Aufklarung) выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание (Bildung, Erziehung) - гл. средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практич. деятельности. Осн. задачи образования, по К.,- воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание. Придавая важнее значение духовному развитию личности, К. указывал и на важность физич. воспитания; высказывал мысль о необходимости сочетания академич. и трудового обучения. Дидактич. принципы К. противопоставлены распространённым в то время в Германии вербализму, зубрёжке, догматизму. Подчёркивал важность учёта возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного уч. материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирич. фактов стали базой познания общих принципов и законов наук. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В уч. планах, по К., следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, а структура этого плана должна учитывать их логич. взаимосвязь. Критикуя существовавшую шк. систему и практику, высказывался за коренное улучшение подготовки учителей и пересмотр методов преподавания и воспитания, за радикальное изменение образоват. системы. Такой перестройке должна предшествовать широкая эксперим. работа (не идеализируя филантропии Базедова, К. рассматривал его прежде всего как опытное уч. заведение).
Идеи К. оказали положит, влияние на герм, и европ. пед. теории, став одним из источников реформ образоват. систем в 1-й пол. 19 в.
Соч.:
Сочинения, т. 1-6, М., 1963-66;
О педагогике, в его кн.: Трактаты и письма, М., 1980.
Лит.:
Беляев М. Ф., Проблема морального воспитания у Канта, в кн.: Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та, в. 5, Иркутск, 1923;
Шишкин А. Ф., Пед. идеи Канта, СП, 1938, № 7;
Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, гл. 6;
Каримскии А. М., Проблема человека в филос. и пед. мысли И. Канта, СП, 1974, № 4;
Тамбовкина Т. И., Дидактич. взгляды И. Канта, в кн.: Вопросы теоретич. наследия И. Канта, [Калининград], 1975;
Нарекий И. С., Кант, М., 1976; Этика Канта и современность, Рига, 1989;
Eigenmann A., Die Padagogik Kants im Lichte seiner Ethik, [Freiburg], 1921;
Меsser A., Kant als Erzieher, Langensalza, 1924;
Вa11auff Т., Vernunf tiger Wille und glaubige Liebe. Interpretations zu Kants-und Pestalozzis Werk, Meisenheim am Glan, 1957;
Weisskopf Т., Immanuel Kant und die Padagogik, [Z.J, 1970; Padagogisches Ge-dankengut bei Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Feuerbach. Ausgewahlt, eingeleitet und er-lautert von H. und W. Schuffenhauer, В., 1984;
Hufnagel п., Kants padagogische Theo-rie, в кн.: Kant-Studien, Jahrgang 79, H. 1, В., 1988. , А. М. Каримский.