Кершенштайнер (Kerschensteiner), Георг (29.7.1854, Мюнхен, - 15.1.1932, там же), нем. педагог. Окончил Мюнхенский университет (1883), работал преподавателем в коммерч. училищах и гимназиях в Нюрнберге, Швайнфурте и Мюнхене. В 1895-1918 гор. шк. советник в Мюнхене. С 1918 проф. Мюнхенского университета.
К.- автор теории гражд. воспитания, которая наиб, полно изложена в книгах "Понятие гражданского воспитания" ("Der Begriff der staatsbiirgerlichen Erziehung", 1910) и "Понятие трудовой школы" ("Der Begriff der Arbeitsschule", 1912). Тесно связывал гражд. воспитание с занятием определённой профессией, считал, что цель нар. школы - в последоват. приучении детей к прилежанию, добросовестной работе на благо государства. Нар. школу и армию рассматривал как важнейшие гос. воспитат. учреждения. Исходил из того, что дети состоятельных родителей получают нужное государству воспитание и дома, и в ср. уч. заведении, находясь там до 18 лет, а дети трудящихся покидают нар. школу в возрасте 13-14 лет, когда у них ещё не сформировался характер. В связи с этим предложил создавать обязат. доп. школы, предназначенные для работающих подростков, окончивших нар. школы. Такие уч. заведения, по мысли К., должны развивать способность наслаждаться трудом каждому как гражданину отечества. Доп. школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой здесь приспосабливалось изучение всех предметов. Т.о., доп. школы должны были обеспечить проф.-тех. обучение и выработать у молодёжи навыки выполнения гражд. обязанностей, К. придавал важное значение обстановке вне школы, деятельности разл. молодёжных организаций.
Реализуя свои идеи, К. перестроил уч. планы нар. школ Мюнхена. В них большое место отводилось математике, естествознанию и рисованию. Способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практич. работ, экскурсий. Внимание мн. педагогов привлекли организация и методы трудового обучения, предложенные К. Реформаторские идеи К. оказали влияние на развитие пед. теории и шк. практики в Европе первых десятилетий 20 в. Они дали импульс для развития представлений о гражд. воспитании и роли проф. подготовки в жизни каждого члена общества.
Соч.:
Ausgewahtle padagogische Schriften, hrsg. von G. Wehle, Bd 1 - 2, Paderborn, 1966-68; в рус. пер. - Избр. соч., М., 1915;
Развитие худож. творчества ребенка, М., 1914; Осн. вопросы шк. организации, П 19202.
Лит.:
Левитин С. А., Трудовая школа, М., 1919;
Пискунов А. И., Теория и практика трудовой школы в Германии..., М., 1963;
Ballauff Th., Sсha11ег К., Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 3, Munch., 1973.
А. И. Пискунов