КОЛЬБЕРГ (Kohlberg) Лоренс (1927-1987) - американский психолог. Окончил Чикагский университет (1949). В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по теме "Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет". С 1959-61 гг. - адьюнкт-профессор Йельского университета; в 1962-68 гг. руководитель кафедры психологии Чикагского университета.
В своей работе Кольберг опирался на идеи Ж. Пиаже в области изучения нравственных суждений детей. Он предпринял исследование, в ходе которого ставил своих испытуемых (детей, подростков, а впоследствии и взрослых) перед моральными дилеммами. Ответы представителей разных возрастных групп подтолкнули Кольберга к предположению, что в развитии моральных суждений можно выделить несколько стадий - больше, чем полагал Пиаже.
Теория Кольберга нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики (девочки остались за рамками его опытов), по крайней мере в западных странах, обычно проходят стадии морального развития именно так, как это описано Кольбергом. С целью уточнения своей теории Кольберг предпринял с первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с целью определить уровень моральных суждений опрашиваемых. К концу 70-х гг. это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга.
Отсчет нового витка в исследованиях Кольберга начинается в 1967 г., а отправной точкой стали две идеи Дж. Дьюи: 1) о процессе воспитания как взаимодействии учителей, учащихся и ученых; 2) о демократии как единственном средстве, позволяющем превратить любое воспитательное учреждение в "справедливое сообщество" (термин Кольберга). Реализация этих идей в практике сначала Коннектикутской женской тюрьмы, а затем в разных типах школ стала главной целью последних 20 лет жизни ученого.