ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич (1917-1996) - педагог, академик РАО (1992); член-корреспондент АПН СССР (1990), д-р пед. наук (1971), проф. (1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). В 1939 г. окончил исторический ф-т МГУ.
С 1937 г. преподавал в педагогических вузах Москвы, Мичуринска, Воронежа и др. С 1959 г. - в системе АПН: в 1964-70 гг. возглавлял лабораторию дидактики гуманитарного образования, а в 1972-74 гг. - лабораторию формирования мировоззрения в НИИ общего и политехнического образования. С 1970 г. работал в лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики.
И.Я. Лернер развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения, которая охватывает информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемного изложения и метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приемами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту, выделив в них кроме знаний, умений и навыков опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. В 1985-89 гг. разработал целостную концепцию учебно-воспитательного процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990-91). В 1985-91 гг. руководил разработкой теории построения современного школьного учебника.
И.Я. Лернер является автором работ по дидактике, в т.ч. по проблемам содержания образования, методов обучения, теории школьного учебника.